В этом году в нашем Клубе решено было сходить на Лофотенские острова, за Полярный круг. Времени это занимает немало, и мне нужно было вести лодку обратно. Федор вел лодку от Ханко до Лофотен и потом немного на юг, до Кристианзунда, а мне нужно было идти оттуда до Балтики. Кристианзунд находится на севере Норвегии, но южнее полярного круга.
Пройти нам предстояло что то около 800 миль. Сначала побережье Норвегии, затем проливы Скагеррак и Каттегат. Особенно напрягало прохождение проливов, я слышал про них страшные рассказы, да и побережье Норвегии - тоже не подарок для навигации на такой маленькой лодчонке, как Run-A-Way, 34 фута. Некоторый оптимизм внушало то, что идти мы будем по направлению господствующих ветров и довольно опытным экипажем.
До Кристианзунда добрались с двумя пересадками и за 230 евро (из Питера). В дьютике было закуплено много чего, в том числе и килограмм шоколада, так как Норвегия «дорогая страна». Жаль только, что в магазинах беспошлинной торговли не продается гречка.
Аэропорт г. Кристианзунд порадовал своей провинциальностью после невообразимой сутолки и нечеловеческих по масштабу аэропортов Стокгольма и Осло, где мы делали пересадки (и отоваривались в Дьюти-фри). От аэропорта - 17 евро до марины на такси, лодку я увидел уже из окна машины.
Встреча с предыдущем экипажем прошла достаточно бурно, но видно было, что ребята устали. Рассказы их относились в основном к треске, как они ее ловили, как ели и как снова ловили и снова и т.д. Рыбой, тем не менее не угостили, вся была съедена до нас. Для ловли рыбы нам был передан некий снаряд под названием Пилькер и необходимые инструкции - «встаете на банку и вытаскиваете сколько нужно»
Федор передал мне также инструкции как и чего чинить и что отламалось и что если что, но так как подготовка к этим походам была серьезная то все на лодке было в порядке, то особо ничего делать было не нужно, только залить воду в бак и закупить продукты. Надо сказать, что Норвегия очень дорогая страна. Йогурт 0.5 стоит 14 норвежских крон, умножайте на пять и получите в рублях. Пиво - 30, хлеб примерно также, кило свинины - где то 100. И так далее.
Выйти решено было в субботу, как только прибудет четвертый член экипажа - девушка Юля. Остальные три - это я, капитан, и Виктор и Женя, ребята, с которыми я ходил в прошлом году на Ладогу. Виктор и Женя уже опытные, Витя учился у нас в школе и ходил на одной из питерских шестерок, у Жени опыт самостоятельных чартерных походов.
Узнав прогноз я понял что выходить нужно как можно раньше, так как в ночь с субботы на вскр будет раздувать в морду до приличных 25 узлов. До этого раздутия очень нужно было бы загнуть полуостров Hustadnet, который надо обходить выходя в Норвежское Море, дальше уже можно спрятаться в шхерах.
Вышли мы вовремя, всю ночь огибали участок открытого моря. Шли в галфвинд при слабом юго - востоке, но с запада уже подходила довольно увесистая зыбь. Едва мы успели пройти оффшорный участок –30-40 миль, как ветер стих повернул и начал дуть в лицо, сначала не очень сильно. Где то к утру воскресенья он усилился до обещанных 25 узлов, хорошо что мы были уже в шхерах. План перехода сработал и когда начало дуть мы уже были закрыты от волны цепью островов, некоторые из которых достигали высоты в километр (они видны на карте).
Несмотря на сильный ветер, погода была отличная, светило солнце и иногда набегали шквалистые тучи с порывами и дождем. Экипаж устал и мы решили отдохнуть где-нибудь не доходя до Алесунда. Как только мы приняли это решение как у нас оторвался роульс второго рифа на гике (мы шли на втором рифе при 25 узлах ветра. На самом деле это было ошибкой, для такого ветра вполне хватает и первого рифа, особенно если ветер рваный и нет волны).
Зашли в порт Bolthholmen. Что характерно, его нет в лоции и это хорошо. Стоянка с неограниченным душем стоит 120 крон, заправки правда нет. В приложение можно подняться на километровую гору, которая поднимается прямо из воды на северном берегу бухты.
ГРИБ файл на 13 часов в воскресенье Цифры – температура в С Стрелочки- направление и сила ветра. Стрелочка с двумя хвостиками – 20 узлов. Полхвостика – 5 узлов.
Отдохнув и выспавшись мы рано с утра вышли на Алесунд, до которого было всего 15 миль, в лавировку. Погода не изменилась, все также дуло 25 - 30 узлов и по чистому небу ездили шквалистые тучи с дождем, которые цеплялись за высоченные горы торчавшие вокруг из моря. Виды были весьма захватывающими.
Так как предполагался небольшой ремонт - нужно было отремонтировать роульс на гике - я решил не идти в центр Алесунда, а постоять где-нибудь в сторонке. Я вообще не люблю стоять в центре города у набережных, когда на тебя ходят и смотрят толпы туристов, словно на слона в зоопарке. Тем более когда делаешь какой-нибудь ремонт.
Проблема захода в Алесунд осложнялась также тем, что там нужно было пройти под мостом, высота которого равна 17 метров. Я не знал точно высоту мачты, и пред самым заходом мы ее померяли. Получилось гдето 14 метров от воды, и мы смело полезли под мост. Нашему взору открылась замечательная гавань с траулерами, рыбачьими лодками, какими то сараями и прочим. Не было только магазина с роульсами, но, по слухам, он был на том берегу бухты.
Вообще, норвежцы очень странно объясняют дорогу. Когда спрашиваешь их, например, где можно купить роульс (я показывал им сломанный, и все сразу понимали о чем речь. Покажите сломанный роульс кому ни будь напр. в Выборге и найдите таким образом магазин. Ближайший - в Финляндии) то они сначала объясняют, как доехать на машине. Когда выясняется, что машины нет, то они сразу же начинают давать объяснения, как доехать на лодке. Даже одна довольно пожилая леди, и та принялась рассказывать как пересечь бухту и что надо держаться в слева от знака посередине там где ошвартованы траулеры. И она тоже знала, что такое роульс.
Так как у меня не было машины, то я пошел пешком. Передвигаться пешком в Норвегии я рекомендую только по пешеходным туристическим зонам, все остальные места не предназначены для этого ни разу. Приходится перелезать через заборы и т.д.
Магазин я нашел, но необходимого роульса там не оказалось. Но нужный магазин был в соседнем городке, и я решил поавтостопить. Как выяснилось, в Норвегии останавливается каждая первая машина. Подвез меня парень на рено. Ему тоже нужно было что то для лодки и мы вместе отправились в необходимый магаз. Разговорились, я рассказывал ему про Россию, как там у нас дела и прочее. Он мне рассказал про холодную войну, когда он служил срочную в конце восьмидесятых и как они боялись советских субмарин и что начнется война с совком. Хорошо, что времена изменились.
Алесунд
200 nм
Основную сложность на переходе представлял собой мыс Stattlandet, похожий на карте на медведя (?). Вокруг него образуются течения и при встречном ветре огибание этого мыса превращается в проблему, а порой становится невозможным. О том, какие бывают волны в норвежском море я узнал позже, а пока принялся угадывать с погодой.
Прогноз обещал слабое – слабое раздутие навстречу или вообще штиль. Поэтому, по быстрому залив солярки и сменив газовый балон (замена баллона – 230 NOK), мы вышли на переход. Вахты стояли по шведской системе – 0-4, 4-8, 8-14 (6 часов), 14-20 (еще 6), 20-0. И так далее. Но капитану, естественно, спать полагалось только когда повезет.
Вышли при довольно свежем раздутии в лицо (ветер не переменялся с утра, когда мы шли до Алесунда). Путь к мысу лежал через Storfjorden, продолжением которого является знаменитый Герангер – Фиорд, (это когда на фотографиях 12 палубные пароходы кажутся щепочками на фоне окружающих гор). Подтверждаю – действительно. Километровые горы вокруг, всякие водопады и прочее поражают нечеловеческими размерами. Ощущение масштаба теряется и только микроскопические домики где то в облаках дают представление о грандиозности всего вокруг. Видели мы все это ночью, правда ночи были очень светлые (19 июля, 65 градус). К ночи ветер стих и мы огибали мыс под мотором. С утра было решено попробовать половить рыбу. Была достана ужасная на вид снасть под названием пилькер. Следуя нехитрым инструкциям, вышли на банку 15 – 20 м и забросили. Сперва ничего не брало, но потом начало клевать. Небольшие рыбки 300 – 400 грамм, почти ведро, и под конец – здоровенная рыбина (сайда ?) кило на полтора. Все было сразу же пожарено и съедено.
Пилькер. Фото из интернета, т.е. рука не моя. Рыба на это не клюет, а просто подцепляется.
Тот самый мыc. На медведя похож?
После рыбалки ветер не появился, и мы продолжали тарахтеть под мотором, пока наконец не подул слабый встречный ветер. В это же время с севера, т.е. с кормы стала приходить довольно пологая но в тоже время внушительная зыбь, которая со временем стала увеличиваться. Несмотря на это после огибания я решил идти в море, так как при лавировке закладывать галсы там можно свободнее. Ну и улетавшие с утра в океан птицы тоже добавляли уверенности в «хорошей», т.е. безветренной погоде. Что касается температуры (+12) и осадков (беспрерывный, назойливый моросящий дождь, иногда усиливающийся до ливня), то в Норвегии такая погода всегда. Дождь лил на протяжении всего перехода, только в самом начале немного повезло с погодой.
Иногда в лавировку, а чаще под мотором проехали остальную часть маршрута - день, ночь, следующий день и рано с утра пришли в Берген. Все неимоверно вымокли, замерзли и устали, и меня не порадовал вид гавани Бергена, уставленной лодками аж по пятому ряду бортом. По лоции , где то рядом была еще одна марина, но сил уже не было и мы пришвартовались гдето у стенки, с которой нас поперли часов через шесть. Решили уйти в соседнюю гавань – там место было, но не туалетов, ни душей. За это Бергену – огромный минус, никакого нормального сервиса для яхт там нет. Весь переход занял больше двух суток и получился самым сложным за весь поход, из за дождя и слабого встречного ветра.
Переход. 200 миль по генералу.
110 миль по генералу, но получилось как всегда…
Выспавшись и выпив пива в ближайшем кабаке (50 крон. Пиво – так себе), я стал готовится к переходу на Ставангер. Идти туда можно было морем или шхерами, и все это зависело от прогноза. В хороший ветер идти конечно стоило морем – мне как шкиперу гораздо спокойнее, когда глубина под килем 500м, а не каких то 50… Вообще в Норвегии боятся стоит начинать уже со ста метров, наблюдая зазубренные вершины скал вокруг. При этом в Норвегии принята какаято своя система ограждения опасностей – вместо буев в скалы вбиты какието палки, по форме кочерги, которые показывают, куда надо двигать. Буи же стоят как то бессистемно, и в то же время на таких местах, на которых они не особо нужны. Это вам не Финляндия.
Прогноз. Так как он обрезан с запада, то я кое чего не увидел…
Посмотрев прогноз, я возрадовался. Наконец то я смогу поспать на перходе, не слушая тарахтения мотора и не высовываясь поминутно, чтобы проверить, куда меня завезли нерадивые чайники (на самом деле ребята опытные и надежные. Но параннойа.)
Вышли в ночь, и при довольно слабом попутняке прошли шхеры от Бергена до маяка Marstein. Дальше предстояло рулить в море, где получить 4 бала обещанного попутного ветра. Дуло действительно бала 4, ну может – 5 – 20 – 25 узлов. Но волны… Вчерашняя зыбь превратилась в чудовищные, неправильной формы и приходившие со всех сторон сразу валы, высотой метра три ( пять, десять – это как с рыбой. По честному то не больше 2,5). Откуда? Думал я. Что за ерунда, ветра явно было меньше, чем нужно для такого волнения.
Однако пора было принимать решение, которое и было принято – снова идти ныкаться в шхеры, но до ближайшего входа было миль 15 – 20, тем более что прямо по ветру ехать было невозможно, приходилось идти по ветру галсами, причем фордевинд я делать не решался – каждый раз крутили корову.
На подходе ветер и волнение стихли, но я все равно загнул с запасом банку 30 м, которая сразу была за глубиной 200 м – но это было уже зря. В шхерах же ветер начал закисать, и в конце концов кончился. Завели мотор. Так при слабом попутнячке и доехали до Ставангера, уже ночью. Заходить в Ставангер просто, быстро нашли чудесную гавань с душем и прочим, и легли спать. С утра я более подробно изучил прогноз. Оказывается, что на сто миль северо – западнее ветер раздувал аж до девяти, и оттуда то и приходила эта волна, выгнавшая нас из моря обратно в шхеры.
План перехода и как получилось. План перехода – оранжевая линия с кружочками.
Пролив Скагеррак. Одно название чего стоит, да и вообще – загнуть мыс Скаген – одно из достижений для яхтсмена, особенно на Балтике. Не Мыс Горн, конечно, но тоже довольно опасное место.
План перехода показывал 240 миль по ген курсу. Прогноз был великолепен, осталось выбрать время отхода. Поприкидывав туда и сюда, я решил выходить с утра в понедельник, чтобы через примерно двое суток подойти к Скагену. В запасе должно было быть несколько часов, чтобы огибать мыс и входить в порт не в темноте.
Примерно так и вышло. К концу первого дня перехода мы были уже далеко за Эгерсундом, ночью раздуло, и ребята разогнали лодку до девяти узлов. Но их веселье длилось недолго, вылез злой капитан и все прекратил. Стаксель подмотали, взяли риф и поехали нормально так 6-7 узлов. Стаксель на бабочку, подрулька рулит, танкеры и прочие сухогрузы идут в стороне – так и прошли Скагеррак, очень быстро и без приключений. Согласно расчетам, рано с утра в среду приехали в Скаген. Туалет бесплатно, душ – 5 крон, но теперь уже датских. Поспав, я отправился осматривать достопримечательности, в частности забрался на маяк и посетил самую кромку мыса. Да, и еще – в Дании дешевое пиво.
Вид с носа
С кормы. Это Скаггерак.
Последний переход. Рассказывать про него особенно нечего, кроме того, что шли под мотором и при слабом ветре. Но только ошвартовались, как сразу зло раздуло и дуло очень сильно еще пару дней. Как здорово было слушать свист вант и щелканье фалов по мачтам в уютной гавани.
Ну что, прошли 800 миль, не по самым простым водам. С погодой было тяжело – я за весь поход не видел звездного неба. Норвегия – очень красивая страна, но очень сложна для путешествий под парусом. Задумаете туда отправится – будьте уверены в своем опыте, иначе местные тролли и прочие духи быстренько обломают рога излишне уверенным. Тщательно изучайте прогноз, обязательно из нескольких источников. Имейте также большой запас по времени для осмотра достопримечательностей, я бы проходил с удовольствием не больше чем 150 миль в неделю, а в некоторых местах можно задержаться дней на десять, например в Герангер фьорде.
Фотоальбом с перехода Кристианзунд-Копенгаген - 2010
(с) 2010 Клуб Парусных Экспедиций 60ºN
Водоворот легенд
- 10 узлов!! 10.5!!! Не пора ли геннакер убрать?..
Август. Шотландия. 2017 год.. Пролив между островом Скарба и материком. Солнечный ...
Читать рассказ...Переход Азоры-Шербург, 2008 год
В первый день похода всегда случаются неприятности. Это, типа, такой закон природы. Кто-то обязательно положит мешок ...
Читать рассказ...Дорогой викингов
«Холодный ветер с дождем
Усилился стократно
Все говорит об одном
Что нет пути обратно»..
В голове, как запиленная пластинка, крутится ...
Читать рассказ...