2 июня 2007 года, Ньюпорт.
41º26’N 071º 24.4E. Ветер SSW F5, давление 1014, растет...
Упираясь коленом в опору штурманского стола, я разглядывал веселенькую желтую обложку 60-листовой тетради. Надо сказать, что нам везет на оригинальные обложки бортовых журналов. Первой смешной обложкой нас порадовала купленная в Тунисе школьная тетрадь в клеточку – на ней были изображены девочки-подростки, одетые по последней исламской моде: джинсы, рубашки с длинными рукавами и …чадры!
За ней последовал гроссбух 50-х годов с ценой в 3 рубля 50 копеек и знаком качества, потом - вездесущие бурундуки-спасатели, и вот теперь, когда наша новая лодка пробивается сквозь отливной сулой у мыса Джудит, пришла пора начать новый том. В этот раз вахтенного будут приветствовать задумчивые рожи Тимона и Пумбы из мультика «Король-Лев»…
Этим летом, мы в компании с моим другом Глебом Яльчиком и моим отцом – отправились в США чтобы купить там крейсерскую яхту и пересечь на ней Атлантический океан. Справедливости ради, нельзя сказать, чтобы к моменту выхода мораль на борту и техническое состояние лодки на 100% соответствовали задаче пересечения океана. Нам нужен был отдых: суматошные две недели на подготовку перехода вымотали всех до предела, да и работавший на одной обмотке генератор не особенно добавлял нам энтузиазма. Но сроки поджимали, и удачно образовавшееся на хвосте тропического урагана «Барри» погодное окно пропускать было никак нельзя. Так что скрепя сердце, и трижды сплюнув через левое плечо, мы решили выйти в море.
Разлиновав первую, девственно-белую страницу и заточив, на всякий случай аж три карандаша я высунул голову наружу. Свежий юго-западный ветер взбил короткую волну на выходе из Ньюпорта. “Run-A-Way” вырезался на ветер, удерживая приличный 6-узловой ход и, пользуясь отливом, мы стремительно летели на юг – подальше от земли и земных проблем.
Ночью мы обогнули с юга Нантакетские банки. Глубина постепенно росла, и волны становились положе и длиннее. На рассвете мы удостоились визита двух самолетов американских ВВС: сделав над нами всего один круг, они не усмотрели в нас ничего подозрительного и стрелой унеслись в сторону берега. Ветер постепенно зашёл к западу и следующие два дня мы шли, неся стаксель на бабочке и практически не прикасаясь к рулю: ветровой автопилот нашей собственной конструкции работал отлично. Было довольно холодно - даже по меркам летней Балтики - на ночную вахту пришлось одеваться «по полной», включая флисовые поддевки и шерстяные шапки под капюшоном непрома. Мы с нетерпением ждали входа в Гольфстрим.
Мы попытались ловить рыбу, но неизвестная науке рыба лихо оборвала красивую десятидолларовую блесну, вместе с грузом, поводком и изрядным куском лески. Пришлось изготовить поводок из куска нержавеющей проволоки и отполировать куском «нулевки» случайно взятую с собой старую, еще советскую блесну
Для маскировки чуда советской техники под вражескую летучую рыбу, я приделал к ней хвосты из разноцветных ниток, и, когда экипаж сошелся в единодушном мнении что «будь они тунцом, то съели бы ее обязательно» забросил удочку снова. За следующие восемнадцать дней нами было выловлено:
... и абсолютно ни одной, даже самой маленькой рыбки.
Где же Гольфстрим? Долетающие до кокпита брызги были холодными как лед, температура воздуха держалась на уровне 12-13 градусов.… В этом, до боли в суставах знакомом всем балтийским яхтсменам ключе, прошли следующие два дня. Попутный ветер дал нам стабильные переходы по 120-135 миль в день, и мы наконец-то начали отсыпаться после аврального ремонта в Америке. Единственное что вызывало дискомфорт – так это необходимость залезать в спальник в шерстяных носках и шапке.
Но к третьему дню ситуация начала меняться. Я проснулся на свою первую дневную вахту от почти забытого ощущения: стало жарко! Несмотря на свежий западный ветер, отец сидел в кокпите без куртки, надев жилет с страховочной обвязкой прямо на футболку. Неужели?.. Я опустил руку за борт и вместо ледяного холода встретил блаженное тепло. Было такое ощущение, что мы заснули и проснулись в другом мире – неожиданно из воды полностью исчез зеленоватый оттенок – вокруг нас, докуда достигает глаз, волны приобрели глубокий, синий цвет.
Еще более интересные метаморфозы начали происходить с небом – «конские хвосты» и рваные остатки кучевых облаков, которые несло по небу последние три дня, сменились ровным строем «облаков хорошей погоды»: отдельных, хорошо оформленных «кумулюсов», двигавшихся курсом на север, словно на военном параде. Как по мановению волшебной палочки, ветер стиха, и к обеду улегся до 1-2 баллов. Жара, зыбь - за бортом прозрачная голубая бездна. Мимо нас мирно дрейфуют плети саргасс и фиолетовые медузы-физалии, известные еще как «португальские кораблики». Невозможно было поверить, что всего несколько часов назад стоять на руле без рукавиц было невозможно. GPS показывал постепенно усиливавшееся устойчивое попутное течение: мы вошли в Гольфстрим.
К вечеру ветер слегка окреп и к нашему неудовольствию зашел на восток. Медленно растущий барометр указывал на прохождение антициклона – оставалось надеяться, не очень глубокого. Ночью случилась серьезная неприятность: на болтанке за утку флаг-фала зацепился булинь задней шкаторины стакселя. В темноте вахтенный не заметил случившегося, и при повороте оверштаг его вырвало из задней шкаторины паруса. Подкрутив стаксель, мы оставили все как есть до утра.
Однако, этим все не ограничилось. Примерно к 6 утра, перед рассветом, ветер резко усилился, и барометр пошел вниз. Мгновенно, как откуда не возьмись, легкая зыбь превратилась в крутую полутораметровую волну. Позже, анализируя погодные карты и записи в журнале, мы выяснили, что это был всего лишь фронт окклюзии, усилившийся шквалами при прохождении Гольфстрима.
Рассветное небо заволокло низкими облаками, ветер сначала скакнул до 6 баллов, затем, всего за полчаса раздуло до честных 8 баллов. Ветер от северо-востока дул против течения, и очень быстро он развел крутую зыбь больше всего похожую на приливную толчею, где-нибудь в Ирландском море. В это утро меня в первый раз посетило ощущение полной нереальности всего происходящего: казалось, что из темноты вот-вот вырастут скалистые берега мыса Виклоу-хед, или маяк Лизард. Мне стало не по себе, и, взяв второй риф, и полностью скрутив геную, я положил лодку в дрейф, пережидать столь неожиданно возникшую непогоду.
К моей полной неожиданности через три часа ветер как по команде стих до прежних 2х баллов, барометр пошел вверх, а низкие гряды облака улетели куда-то запад. Как и вчера, по небу медленно и торжественно следовали гряды небольших кучевых облаков. Чувствуя себя полным дураком, и подсмеиваясь над своими ночными страхами, я объявил «пит-стоп» для ремонта генуи и приведения лодки в порядок. Мы спустили геную и провели несколько часов, прошивая распустившиеся швы и обрабатывая рваный край задней шкаторины паруса, распоротой тонким булинем. Под нами медленно перекатывались гигантские ультрамариновые холмы, пекло солнце. Закончив работу, мы снова легли на курс 090 – полный бейдевинд при легком ветерке около 5 узлов. За кормой болталась, совершено забытая нами, дорожка на тунца…
Ночь четвертого дня обнаружила поразительное сходство с предыдущей. Точно также, незаметно под покровом темноты, к нам подкралась линия темных облаков, принесшая с собой 30-узловой шквалистый ветер, проливной дождь и мгновенно выросшую волну. Опыт предыдущей ночи не прошел даром: мы вовремя взяли рифы и продолжили движение по фирменным «гольфстримским» ухабам. Как и в предыдущую ночь, с рассветом все стихло, подарив нам еще один день практически полного безветрия и мертвой зыби.
Настроение в нашей небольшой команде понемногу падало – двигаясь в таком режиме, мы не высыпались уже третью ночь. Когда с заходом солнца ветер опять начал свистеть в вантах, никто этому особенно не удивился.
Эта ночь выдалась особенно тяжелой. Ветер дул стабильные 30-35 узлов, летящей по ветру пены смешанной с дождем мгновенно пробивала старую ткань непромоканца, и через какой-то час или два и был мокрым с головы до ног. Шквалы шли один за другим, и в какой-то момент мне начало казаться, что все-таки мы пропустили какое-то серьезное изменение в погоде. Чтобы сберечь паруса и рангоут, я до предела уменьшил площадь стакселя, взял два рифа и держал яхту на курсе полный бейдевинд. GPS бесстрастно фиксировал: мы находимся на самом стрежне течения – Гольфстрим добавляет нам около двух с половиной узлов, держа скорость яхты относительно земли в районе 8-9 узлов.
Шквалы продолжали трепать нас до самого рассвета… но, повторяя историю предыдущих дней, ветер опять стал слабеть с первыми лучами солнца. Когда я наконец-то смог спуститься вниз, чтобы отметить нашу позицию на карте, было уже около пяти часов утра. За 12 часов прошедших со времени прихода линии шквалов мы прошли около 100 миль – своеобразный личный рекорд.
Но самое необычное приключение ждало нас впереди. Ветер, понемногу заходивший по часовой стрелке, к утру восьмого дня путешествия зашел к востоку и ослаб до 2-5 метров в секунду. Не особенно огорчаясь низкой скорости, мы продолжали двигаться строго на восток – Гольфстрим исправно добавлял нам до двух узлов скорости. Все неожиданно изменилось к утру восьмого дня.
В чем же было дело? Картина происходящего стала вырисовываться после более подробного изучения лоций и карт – окончательное подтверждение нашей теории мы получили уже на берегу. Разумеется, готовясь к переходу, я обратил внимание на меандры – гигантские зигзаги описываемые Гольфстримом в своем течении. Опытные гонщики – участники оффшорной регаты Ньюпорт-Бермуда – всегда запасаются перед выходом свежими спутниковыми фотографиями Атлантики в инфракрасном свете, которые четко показывают, где сейчас находятся меандры Гольфстрима.
В некоторых случаях особенно большие меандры создают параллельные Гольфстриму противотечения, использование которых может дать существенную прибавку в скорости, несмотря на преобладающее направление основного потока Гольфстрима. Такие водовороты – обычное дело на участке Гольфстрима пересекаемом во время гонки. Однако, мы находились на долготе около 54 градусов, и я был уверен что все самые «злые» меандры остались позади. Посовещавшись, мы пришли к выводу, что находимся в крайне необычном меандре Гольфстрима, который не может быть больше чем 30-50 миль шириной. Двигаясь на восток, мы вышли из отклоняющегося к северу основного течения. Если теперь мы пойдем на север, то приблизимся к основному течению, противотечение ослабнет, и мы опять сможем повернуть на восток.
В течение следующих двух дней мы шли держа бейдевинд правого галса. Несмотря на постоянный компасный курс на восток, соединенные на карте точки нашего местоположения описали гигантскую дугу: нам пришлось поднятся на север не меньше чем на целый градус широты, прежде чем влияние противотечения ослабело и показания компаса и GPS перестали расходиться больше чем на 10-20 градусов. Дневные переходы по 60-70 миль были с лихвой компенсированы дружеским визитом от нескольких китов, всплывших в нескольких десятках метров от яхты.
Руководствуясь прогнозом погоды и собственным отрицательным опытом «гольфстримских шквалов» мы не стали искать основного течения Гольфстрима, и продолжили движение вдоль 40 градуса северной широты, не забираясь дальше на север. Эта тактика оказалась верной – через сутки ходя противотечение исчезло и его сменило слабое попутное течение в 0.5-1 узел. На 13й день перехода барометр пошел вниз и наконец-то задул попутный нам свежий южный ветер, который, если верить погодным атласам, должен дуть в этом районе не меньше чем 50% всего времени. Всю следующую неделю мы шли практически не касаясь руля и делая по 120-140 миль в день - лишь на самом подходе к острову Флорес, мы заштилели, попав во владения Азорского антициклона. Увы, но удача в рыбалке нам так и не сопутствовала: все рассказы о хваленом изобилии рыбы в Гольфстриме так и остались всего лишь рассказами…
Ошвартовавшись в порту Прайа-да-Виттория, я в последний раз за поход открыл тетрадку с веселыми мультгероями, чтобы подсчитать статистику нашего перехода. По итогам, всего в этом переходе мы прошли 2250 миль за 21 ходовой день, показав весьма неплохую скорость для немолодой лодки длинной в 34 фута. Наш лучший дневной переход составил 146 миль, пиковая скорость относительно воды – 9.5 узлов. Нам досталась быстрая и мореходная лодка. Азоры поразили нас своей красотой и радушием местных жителей, и мы бы с радостью остались там подольше. Однако наши отпуска подходили к концу, и мы поставили «Run-A-Way» на стоянку на острове Терсейра, с тем, чтобы продолжить наше путешествие через океан на следующий год.
В связи с тем все больше российских яхтсменов отправляется в походы через Атлантический океан, я взял на себя смелость сформулировать несколько советов для всех читателей, собирающихся в первый раз прокатиться «на спине» у Гольфстрима:
Терсейра-Шербур, 2008: подготовка к переходу
Пакуем мешки
Мы стартовали 19 мая. Вернее, официально мы стартовали 19 мая. Лично для меня кошмар подготовки к переходу начался ...
Читать рассказ...Кристиандзунд-Копенгаген - 2010
В этом году в нашем Клубе решено было сходить на Лофотенские острова, за Полярный круг. Времени это занимает немало, и ...
Читать рассказ...Ладожские шхеры - 2009
Ладожское озеро - самое крупное в Eвропе, где то 150х200 км. Глубины достигают 240 м. А еще очень красивое, незабываемое место ...
Читать рассказ...