«Эффект обратного мышления заключается в том, что у эксперта, знакомого со всеми обстоятельствами аварии, возникает иллюзия очевидности аварийного исхода при таких действиях, в то же время для человека, предпринимавшего действия, приведшие к аварии, такой исход был далеко не очевиден.»
(цитата из какого-то умного учебника.)
Вроде бы никто не стремился, чтобы все закончилось именно так. Скорее даже никто и не предполагал, что это всё закончится именно так, и уж тем более никто не думал, что всё придёт к такому финалу. Но этот никто как раз и оказался тем самым виновником случившегося. Ну и капитан, конечно, потому как только он и отвечает за всё, в том числе и за этого никто, который… не следил, не оценил, не записывал и не отслеживал и даже (о ужас!) не думал. А яхта – на камнях. Большая ,красивая, деревянная... с божественным названием «Ника»!
(Забегая вперёд - яхта была спасена, и она цела и по сей день: под управлением своего бравого экипажа продолжает радовать питерских яхтсменов!)
Но это только кажется просто - сидеть на диване, и думать: я? да я бы никогда не попал в такую ловушку!Действительность может быть весьма обескураживающей!
Яхта «Ника» на камнях острова Мохни. Август 1976 года.
День 2 августа 1976 года был понедельником. Ну, собственно, бывалым морякам с ракушками на заднице дальше и рассказывать нечего – понедельник, он и на Балтике понедельник. Но для остальных… В общем в этот день красавица «Ника» - 12-ти с небольшим метровая парусная яхта класса Л-6 1975 года постройки, следовала Финским заливом по направлению в Ленинград... Курс проходил вдоль побережья Эстонии. Погода была хорошая: легкий северо-восточный ветерок 2-4 м/с, слоистая с небольшими разрывами облачность. В общем, ничто, как говорится, не предвещало.
Яхта «Ника». Наши дни
Примерно в это же самое время где-то в северной части Белорусии совершенно неожиданно для капитана и его экипажа сформировался небольшой, но очень активный циклон, который, оставаясь незамеченным, начал набирать силу и продвигаться к северу, к берегам Финского залива.
К середине дня ветер в Финском заливе усилился и стал отходить к северу. В 15-00 он уже достигал скорости 5-7 м/с, а к вечеру раздуло еще сильнее. Видимость упала, облака полностью закрыли небо.
Нельзя сказать, чтобы никто на «Нике» не заметил этих изменений. Еще днем, заступая на вахту в 14-00, помощник капитана обратил на это внимание, но яхта продолжала следовать прежним курсом до 20-00, когда, наконец, капитан решил увалиться вправо, курсом на юг. Буквально через 40 минут после поворота впереди по курсу открылся маяк острова Мохни, возле которого и было решено встать на якорь и переждать надвигающуюся непогоду.
Схема Финского залива. Маяк Мохни
Остров Мохни с одноименным маяком на северной оконечности расположен примерно в 35 милях к востоку от Таллина и примерно в двух с небольшим милях к северо-востоку от населенного пункта Вийнисту, уютно устроившегося на материке.
Остров небольшой, вытянутый с северо-запада на юго-восток с приглубыми берегами. Вот у такого приглубого, (т. е. имеющего значительные уклоны подводного склона и незначительную его ширину) берега и встала на якорь «Ника», защищаясь от северного ветра, отдав примерно 60 метров якорной цепи...
А между тем к 21 часу центр циклона находился уже над южным берегом залива и перемещался дальше на север. Ветер в районе о. Мохни усилился до штормового и к 24 часам стал поворачивать к западу и еще больше крепчать. Когда экипаж спохватился, было уже поздно. Ветер стал сносить яхту на камни острова Мохни.
«Ника» стояла на якоре у приглубого берега в таком месте, что совершить маневр под парусами не было возможности: справа находилась отмель, впереди, совсем близко — камни. А усилившееся волнение, которое в районе стоянки яхты было еще больше, чем в заливе, так как волна приходила с глубокого места на мелкое и, следовательно, ее высота росла, сводило на нет все попытки отойти под двигателем: он не выгребал против волны и ветра.
Таким образом, «Ника» оказалась в западне. Ветер, имевший к этому времени скорость более 20 м/с, зашел еще больше к западу и выкинул яхту на камни. Спасло ее от полного разрушения только то, что она оказалась прижатой к огромному валуну.
Экипаж яхты в кромешной темноте и рёве шторма, проявив выдержку и самообладание, сумел по мачте перебраться на берег и укрыться на маяке.
К 3 часам 3 августа ветер в районе о. Мохни еще больше повернул на запад и набрал скорость не менее 23—24 м/с. Центр циклона находился уже над северным берегом Финского залива, а сам циклон стал вытягиваться в меридиональном направлении. В центре залива (в районе о. Гогланд и о. Мощный) ветер при этом был умеренным — силой 3—4 балла.
В результате этой аварии яхта была сильно повреждена и возвращение её в строй потребовало значительных усилий... Отметим, что "шестерки" бывали в разных передрягах на Балтике, и только крепкая конструкция и классические обводы ( длинный киль) спасли яхту от более серьезных повреждений. Современная пластиковая яхта, скорее всего оказалась бы полностью уничтоженной!
Итак, давайте разберём, что мог бы сделать капитан яхты, для того, чтобы избежать этой, слава богу закончившейся без жертв, маленькой катастрофы?
Для начала давайте вспомним азы яхтенного метео. Циклон – это замкнутая область пониженного давления, в которой ветер у поверхности дует по спирали от периферии к центру, закручиваясь в северном полушарии против часовой стрелки. Таким образом, ветер у поверхности, под действием разности давлений ( это называется барический градиент или градиент давления), силы трения воздуха о подстилающую поверхность и эффекта Кориолиса будет направлен под некоторым углом к изобарам – линиям равного давления. Для моря этот угол будет составлять около 10 градусов к касательной к изобаре.
Отсюда следует, что направление ветра для наблюдателя будет зависеть от того, в какой точке этот самый наблюдатель находится относительно центра циклона.
Итак, в момент подхода циклона к Финскому заливу остров Мохни находился в его северо-западном секторе, где дул северо-восточный ветер ( не самая обычная для лета ситуация, но на Балтике бывает и такое):
Синоптическая карта на 18-00 2 августа 1976 г.
Циклон двигался к северу, что так же не совсем обычно для летней Балтики, где мы ожидаем увидеть в основном перемещение погодных образований с запада на восток. Тем не менее, по мере смещения циклона к северу, остров Мохни оказался сначала в его западном секторе, а затем в юго-западном. А ветер соответственно поворачивал влево - с северо-восточного он стал северным, затем северо-западным и, наконец, западным.
Синоптическая карта на 21-00 2 августа 1976 г.
Синоптическая карта на 24-00 2 августа 1976 г.
Мог ли капитан и экипаж предугадать неблагоприятное развитие погоды? Да, мог. Достаточно было послушать радио Таллина, где каждый час давалось штормовое предупреждение. Если прием радио был невозможен, то сработал бы чуть более сложный способ – необходимо было фиксировать и анализировать изменения направления ветра и атмосферного давления. Падение давления говорило о приближении циклона. Местонахождение его центра можно было определить, используя «закон бейсболки», - как в шутку называют Закон Бейс-Бало (барический закон ветра), согласно которому, если стать спиной к ветру, то центр циклона будет располагаться слева-впереди. И тогда, как в нашем случае, если ветер северо-восточный и меняет свое направление влево, значит центр циклона перемещается в ту же сторону – влево – с юга на север. А значит, при прохождении циклона ветер будет и дальше поворачивать влево.
Да, предвидеть подобное развитие событий было не сложно, но это вывод экспертов, сидящих на диване и уже знающих, что и как случилось. Эффект обратного мышления работает....
Вы можете сказать, что случай с «Никой» был в прошлом веке, а вот сейчас, в век интернета и космических технологий подобной проблемы нет, и с помощью смартфона капитан сможет в любой момент посмотреть прогноз.
Если я ответственно скажу вам, что это не так, вы не потеряете сон, спокойствие, аппетит и тягу к прекрасному?
Лето 2018 года, 21-й век - карт-плоттеры, радары, заказ пиццы по телефону.... Яхта «Славия» прибыла в Выборг для участия в гонке «Паруса Выборга» и пришвартовалась в яхт-клубе на мысе Бобровый. Ну как пришвартовалась: уткнулась в камни носом, заведя с кормы якорь и растянувшись на швартовых. Место стоянки – сразу за мысом, закрывающим яхту от западного ветра...
Прогноз погоды получен, он понятен и проанализирован: приближается циклон с усилением ветра. Собственно, как раз ночной переход из Питера в Выборг и был спланирован так, чтобы успеть до ухудшения погоды. После бессонной ночи экипаж в составе капитана, старпома и студента улегся спать совершенно спокойно, не утруждая себе вопросом, а какой ветер будет через три часа? А через шесть!?...
Схема стоянки яхты «Славия» на Бобровом мысу
И надо же было такому случиться, что прогноз синоптиков оправдался, и обещанный циклон таки пришел с северо-запада и продолжил свое наступление на юго-восток. Что случилось? Угадали! Когда дул западный ветер, мыс Бобровый находился в южном секторе приближающегося циклона. Затем, когда циклон сместился, как ему и было положено по прогнозу, на юго-восток, ветер повернул по часовой стрелке, вправо. Мыс уже не защищал яхту от ветра!
Лодку стало бить о берег, якорь пополз, угрожая навалить «Славию» на стоящие слева другие лодки. Удары форштевня о камни прервали безмятежный сон экипажа, который выскочил наверх в трусах и озабоченных лицах, не совсем понимая, что происходит.
В этот раз все закончилось благополучно. С помощью матросов соседней яхты, которые оттягивали корму, «Славия» на полном ходу отскочила от каменистого берега, выбрала якорь и без происшествий перешла к безопасному месту стоянки в яхт-клуб напротив Выборгского замка. А если бы рядом не было помощников, все могло закончиться гораздо хуже.
Оглядываясь назад, можно сделать вывод, что такое развитие ситуации можно было легко предвидеть. Но опять этого не случилось....
Я вижу основную проблему в том, чтобы приучить себя как капитана к постоянному анализу ситуации. Какой будет погода и, в частности ветер, через три часа, через шесть и т.д. ? Такой вопрос должен задавать себе каждый яхтенный капитан - будь его яхта в походе, или стоит на якоре.
Нельзя стать хорошим капитаном если не приучить себя на уровне капитанского подсознания к постоянному анализу и оценке дальнейшего развития событий.... Вот только как воспитать в себе такое мировозрение?
(c) 2020 Андрей Круглов и Клуб Парусных Экспедиций 60North. При перепечатке ставьте ссылку на источник материала. Спасибо! В подготовке материала использована статья Г.В. Забрускова «Западня», опубликованная в журнале «Катера и яхты» № 81 за 1979 год. Фотоматериалы заимствованы с: сайта Яхты «Ника» http://nika-l6.ru/index.php/stati/stati/54-zapadnya и из журнала «Катера и яхты»
В Гольфстриме. Переход Ньюпорт-Азоры, 2007 год
2 июня 2007 года, Ньюпорт.
41º26’N 071º 24.4E. Ветер SSW F5, давление 1014, растет...
Упираясь коленом в опору ...
Читать рассказ...Кристиандзунд-Копенгаген - 2010
В этом году в нашем Клубе решено было сходить на Лофотенские острова, за Полярный круг. Времени это занимает немало, и ...
Читать рассказ...Водоворот легенд
- 10 узлов!! 10.5!!! Не пора ли геннакер убрать?..
Август. Шотландия. 2017 год.. Пролив между островом Скарба и материком. Солнечный ...
Читать рассказ...