Клуб Парусных Экспедиций : "Крупный масштаб"

Санкт-Петербург +7-981-877-00-76

Москва +7-495-142-36-02

... Зимние Канары, очередная практика IYT Bareboat Skipper нашей парусной школы. Вместе с курсантами мы принимаем лодку, и инспектируем штурманский стол. Над головой бодро посвистывает северо-восточный пассат, и нам не терпится отправиться в море.

На свет извлекается и бегло просматривается комплект карт Imray, покрывающий Балеары, южный Берег Испании, Мадейру и Канарские острова.

- Эээээ.... мы что - будем по этому ходить? - интересуется будущий шкипер Андрей
- Да, а что?
- Но ты посмотри на масштаб!

canaries chart

Мы более внимательно изучаем карту на Канарские острова. При подробном осмотре мы отмечаем, что для того, чтобы вместить на одну карту все острова, издатели были вынуждены прибегнуть к отображению всех островов в масштабе 1:600 000. Мы собираемся провести неделю активных тренировок с практикой по лоции и навигации на генеральной карте! Под вопрошающими взглядами пяти пар внимательно-недоуменных глаз я чувствую, что начинаю краснеть. Мы редко ездим на Канары, обычно проводим здесь только одну практику в год - на новогодние праздники - и запастись крупномасштабными картами я не догадался.

- Ну... видите ли, господа... я, конечно говорил на занятиях, что важно иметь карту правильного масштаба, но вы посмотрите - опасностей тут почти нет, а на все популярные порты заходы на полях карты отображаются небольшие чартлеты - планы портов и окружающей акватории, - начинаю оправдываться я за издательство Imray и чартерную компанию. - Нам будет, конечно, не очень удобно заниматься практикой по счислению и обсервациям, но думаю мы справимся...

Действительно, работать с такой мелкомасштабной картой было совсем неудобно. Единственное что выручает на Канарах - это практически полное отсутствие лежащих вдали от берега опасностей, хорошая видимость и возможность использовать в такой ситуации для определения своего места ориентиры, находящиеся в 10-20 милях от наблюдателя: практика, которой мы бежим как огня, работая с классическими методами навигации на Балтике и в Северном море.
Для анализа заходов в порт и подходов к берегу мы были вынуждены использовать электронные карты в картплоттере, установленном на яхте, и на привезенном с собой IPad'е. К чести наших курсантов, все справились с задачами на отлично..

История SICHEM OSPREY

Несколько недель спустя, приятель прислал мне ссылку на довольно интересный документ - отчёт о расследовании посадки на мель химического танкера SICHEM OSPREY, вылетевшего на полном ходу на атолл Клиппертон. ( Вот полный текст отчёта на английском языке - для удобства мы скопировали его на свой сайт)

После прочтения этого отчёта, я в очередной раз убедился, что некоторые вещи, необходимо обязательно рассказывать в самом начале изучения навигации, и никогда не забывать о них во время плавания - чем бы вы не управляли: парусной яхтой, речным трамвайчиком или VLCC.

История, если верить отчёту довольно курьезная. Современный танкер, оснащённый самыми современными средствами навигации, радаром, AIS, ECDIS(электронной системой картографии), на мостике которого находились бодрствующие вахтенные офицеры на полном ходу вылетел на коралловый риф посередине океана. Учитывая крохотные размеры атолла и пустынный океан вокруг, это выглядит так, как если бы судоводители нарочно прицелились в остров!

В отчёте называется несколько причин: тут и неправильное использование радара, и полусонный после пересменки вахтенный офицер, который пытается взбодриться двумя чашками кофе и не смотрит на экран ECDIS. Но одной из самых важных для меня причин этой аварии стала вот эта картинка из отчёта:

sichem osprey - карта

Цитируя отчёт о действиях штурмана

... Второй помошник (штурман): Шёл этим маршрутом в первый раз ... Сдал вахту перед столкновением .... На карте 4811 им проложены курс 280º ("туда") слишком близко подходящий с севера к острову Клиппертон и обратный курс (100º) с юга от острова. Спрямление маршрута (курс 146º) связывает северный маршрут с южным...

Отбросив в сторону все причины, которые могли побудить штурмана проложить маршруты движения настолько близко к острову, хочется отметить главный, с моей точки зрения вывод для начинающих яхтсменов:

  1. На карте того масштаба, которым пользовался штурман очень нечётко (фактически - одной точкой) отмечен тот факт, что в центре банки есть суша! Ни изобата 200, ни смещённые относительно промера глубин показатель глубины в скобках (18) не дают четкого представления о наличии мели.
  2. Штурман шёл этим маршрутом первый раз - как и большинство команды. Тем не менее, и капитан и другие офицеры полностью положились на его прокладку. В команде отсутствовал перекрёстный контроль, заступая на вахту вахтенные офицеры не проверяли прокладку, по которой им предстояло идти.
  3. Об использовании карт более крупного масштаба в отчёте ни слова - подозреваю, их на борту просто не было. Обратиться к ECDIS (картплоттеру) для уточнения маршрута в районе атолла штурману, видимо, не пришло в голову.

И Ipad вас тоже не спасёт!

Одним из самых любимых моих практических фокусов во время проведения навигационной практики в Финском заливе является "исчезающий" кардинальный буй у маяка Толбухин. Этот фокус удобнее всего проделать в навигационной программе Navionics, одном из наиболее популярных пакетов для планшета Ipad - но скорее всего вам удастся повторить и в большинстве других программ.

Как известно многим петербургским яхтсменам, к востоку от маяка Толбухин существует проход. Я давно не ходил там, но, если верить карте, проход обставлен двумя кардинальными буями: восточным и западным. Оба буя замечательно видны на крупных масштабах. Однако, если постепенно уменьшать масштаб карты, на масштабе 1:100 000 восточный буй "исчезает"! Картографы, руководствуясь своими соображениями не включили его в путевую карту.

Похожий эффект можно наблюдать в многих других программах, например в бесплатной программе OpenCPN, только тут исчезают сразу оба буя:

opencpn 2

opencpn 1

Тот же эффект на безымянной банке у берегов Марокко (OpenCPN, карты C-MAP93-2):

opencpn 5

opencpn 6

Эффект неожиданного "появления" объектов на картах крупного масштаба, при увеличении масштаба на электронных картах, может привести к неприятным сюрпризам. Если вы невнимательно готовитесь к переходу, не прорабатываете на картах крупного масштаба проходы узкостей и опасных мест, то ваша яхта может оказаться в той же ситуации, что и танкер "Sichem Osprey".

Выводы и рекомендации

При планировании перехода и нанесении на карту предварительной прокладки, убедитесь в том, что вы используете карту соответствующего масштаба. Возвращаясь к началу статьи - на карте Канарских островов издательства Imray крайне приблизительно показано положение опасной банки при подходе к порту Ла Эстака. Спланировать заход в порт, пользуясь только этой картой было бы непростительной небрежностью.

Однако, внимательное изучение электронной или бумажной карты крупного масштаба подскажет капитану яхты правильный курс захода и поможет выбрать ограждающие пеленги на светящий знак на молу на входе в порт:

opencpn 3

opencpn 4

Если проложенный вами курс проходит вблизи (на расстоянии меньше чем 2 мили) от берега или отмеченных на путевой карте опасностей, убедитесь в отсутствии на вашем пути скрытых мелким масштабом опасностей и препятствий, используя карты местного масштаба (1:25000-1:50000).

При планировании заходов в порт не пренебрегайте планами заходов, которые обычно есть на картридже, установленном в вашем картплоттере. Просмотрите карты заранее, отметьте все существенные видимые и подводные опасности, резкие повороты фарватеров - если необходимо, составьте для себя соответствующую штурманскую записку и план захода.

Если вы владеете своей яхтой - не скупитесь на приобретение полного альбома морских карт на свой район плавания. Плавание по одной только путевой (1:100 000-1:500 000) или, упаси бог, генеральной (1:500 000 - 1:2 000 000) карте рано или поздно закончится неприятностями. Если вы используете в качестве основного средства современные картографические системы с картами C-MAP, Navionics или Blue Chart - не забывайте о эффекте "исчезновения "опасностей и знаков на карте мелкого масштаба, планируйте свои переходы скрупулезно и методично.

Принимая чартерную яхту обязательно проверьте наличие на борту бумажных карт на район плавания. Включите картплоттер и убедитесь, что в него загружены нужные вам карты. Хорошей морской практикой будет возить с собой в чартер свою собственную картографию на портативном ноутбуке или планшете.

( Статья скомпилирована на основе материала урока "Масштабы карт", онлайн-школы Клуба Парусных Экспедиций, http://elearn.60north.ru. (с) 2013 Ф. Дружинин, перепечатка в любой форме без разрешения запрещена)

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

{

Мистраль

Истории: Мистраль

Эффект попугая

- Что это?

- Это? - Оля едва сдерживала смех. - Это флаг Доминики. Вы под ним сейчас пойдете в море!

- Что ...

Читать рассказ...
{

Переход Азоры-Шербург, 2008 год

Истории: Переход Азоры-Шербург, 2008 год

1200 миль левым галсом

В первый день похода всегда случаются неприятности. Это, типа, такой закон природы. Кто-то обязательно положит мешок ...

Читать рассказ...
{

Терсейра-Шербур, 2008: подготовка к переходу

Истории: Терсейра-Шербур, 2008: подготовка к переходу

Пакуем мешки

Мы стартовали 19 мая. Вернее, официально мы стартовали 19 мая. Лично для меня кошмар подготовки к переходу начался ...

Читать рассказ...