Библиотека статей о яхтинге | Ограждающие линии положения

Санкт-Петербург +7-981-877-00-76

Москва +7-495-142-36-02



“Счастье так же относительно, как и понятие координат на прокладочных картах… К чертовой матери! - сказал Коковцев” В. Пикуль “Три возраста Окини-сан”

Мы живем в очень странное время для капитанов парусных яхт. Бурное проникновение смартфонов и планшетов во все сферы жизни не обошло стороной и яхты: мало кто из шкиперов откажется от удобной и простой электронной навигации на картплоттере или на планшете. Экран с картой, иконка твоей яхты, в режиме реального времени показывающая, куда ты движешься. Просто, удобно - и, что бы не говорили ретрограды - в определенной степени надежно ( особенно если ты используешь водонепроницаемый мобильный телефон или морской картплоттер!)

Электронная навигация - открытие 21 века

Но иногда мне кажется, что вместе с проблемами, которые мы традиционно ассоциируем с методами традиционной навигации, мы выбрасываем на помойку многие весьма удобные и полезные для яхтсменов приемы. Давайте поговорим сегодня об одном таком незаслуженно забытом способе движения в прибрежной зоне - методе ограждающих линий положения.

Что такое линия положения?

"Где мы находимся, кэп?" Простой, на первый взгляд, ответ : “мы там, где иконка яхты на картплоттере” на самом деле не совсем верен: место в навигации ( как и счастье!) понятие относительное, как говорил один грустный литературный персонаж.

В навигации место судна обычно определяется путем пересечения двух и более линий положения (ЛП). ЛП - это набор всех точек, которые мы можем получить, измеряя какой-то навигационный параметр. Например, измеренный пеленг на объект даст нам прямую линию положения: ЛП: пеленг

Мы находимся где-то на линии, соответствующей магнитному пеленгу 250.

Другой пример: измеренное по радару расстояние до маяка, оснащенного радарным отражателем даст нам окружность:

радар: линия положения

Яхта находится где-то на расстоянии 1.1 М от знака. ( Интересно, кстати, заметить что комбинация пеленга и расстояния, которые так легко определить радаром, даст нам уверенное и точное определение места. Всего-то нужно радарную картинку наложить каким-то образом на карту, или наоборот - наложить полупрозрачную карту на экран радара. Но мы отвлеклись!)

Еще одна линий положения - изобата. Измерение глубины ( и учет высоты прилива!) может при наличии хорошей (достоверной) морской карты, точно указать нам о приближении к изобате:

Если вы учились в хорошей парусной школе, то всё это не является для вас новостями, и вы всегда сможете определить 2-3 линии положения, правильно пересчитав измеренные параметры нанести линии на карту, получить треугольник неопределенности (погрешности) и выбрать в нём ( наконец-то) точку, которую мы принимаем за место судна. Однако, всегда ли нам нужно знать наше место?..

“К черту подробности! В каком мы полушарии?”

Метод ограждающих ЛП основывается на том факте, что довольно часто шкиперу парусной яхты вовсе необязательно с точностью. до 2-3 метров знать, где он находится. Гораздо важнее знать, что яхта идет в безопасных водах, и в течение ближайшего времени не требуются никакие маневры, чтобы избежать посадки на мель. Возьмем пример хорошо известного всем яхтенным шкиперам секторного маяка:

Если рулевой видит белый проблесковый огонь, это значит, что яхта в безопасности. Напротив, красный или зеленый сектор скажут нам о том, что мы пересекли невидимые границы безопасной зоны, и лучше бы нам в нее вернуться, пока мы не сели на камни!

Секторный маяк - это пример видимых и простых к употреблению линий положения. Если яхта вынуждена лавироваться, то вам не нужно постоянно следить за местом яхты в картплоттере: достаточно поглядывать, не изменился ли цвет огня на маяке. Зеленый? Поворот! Белый? Продолжаем двигаться дальше:

Заметим, что при движении в белом секторе маяка мы не определяем наше место, а просто контролируем границы, за которым лежат навигационные опасности.

Ограждающие пеленги

Усложним задачу. У нас нет секторного маяка, но на горизонте мы видим приметный остров ( или навигационный знак):

Предположим, наш путь лежит к нему, но слева и справа от нашего генерального курса лежат опасные банки и камни. Ветер встречный. Как быть? Лавировать, постоянно контролируя свое место по картплоттеру? Так поступит 90% выпускников парусных школ - но не мы с вами. У нас есть секретное оружие: пеленгатор! Нанесем на карту два луча, выходящие из наблюдаемого знака, и ограничивающие безопасный сектор и, предположив что это линии пеленгов, измерим значения и подпишем их (не забыть учесть магнитное склонение!):

Таким образом, если значения измеряемого пеленга лежат в диапазоне от …. до …., наша яхта находится в безопасной зоне. Если пеленг больше …. или меньше … - мы движемся к опасности, и пора повернуть!

Все что вам нужно выписать в вашу штурманскую записку, при подготовке перехода, это две цифры пеленгов левой и правой границы нашего сектора. Пеленгатор на шею, румпель и шкот в руки - поехали! Для того, чтобы оставаться в безопасном секторе, вам достаточно быстро “стрельнуть” в пеленгатор наблюдаемый знак, а картплоттер… карптлоттер, оказывается и не нужен.

Изобата и пеленг (backbearing method)

Плавание по изобате и пеленгу является одним из наиболее простых методов поиска входа в узкий пролив, в местах, где берег песчаный и понижается постоянно ( Голландия, Бельгия, восточная и Южная Англия - но будьте крайне осторожны, играя в эту игру в финских шхерах, и других местах изобилующих отдельно стоящими опасностями!) Вы движетесь по открытой воде, поворачивая в море, как только глубины становятся меньше допустимых, и затем поворачиваете в фарватер, как только пеленг на основной ориентир становится (примерно) равным заранее высчитаной оси пролива:

Этот метод можно встретить в методичках RYA под названием back bearing, что на русский язык часто (неправильно) переводят как “метод обратного пеленга”. В целом, метод не так надежен, как метод двух ограждающих линий, но вполне годиться если вам нужно пройти пару миль до входа в обставленный латеральными знаками фарватер, и вы можете идти этим курсом не лавируясь.

Слабые стороны метода

Метода ограждающих пеленгов имеет свои слабые стороны. Первая, и самая важная для ленивых шкиперов - он требует предварительной подготовки. ЛП нужно заранее выбрать, нанести на карту, посчитать склонение и подписать линию исправленным румбом, чтобы не пересчитывать на лету измеряемые пеленгатором значения из магнитных в истинные.

Вторая: пеленгатор должен быть удобным и надежным, быстро успокаиваться. Для работы с пеленгатором необходим минимальный навык ( для работы с iphone - нет :) Если вы носите очки, то проверьте, не дает ли их оправа девиации при работе с пеленгатором - оправы из совершенно немагнитной, казалось бы, нержавейки, могут совершенно неожиданно отклонять картушку компаса!

Третий, наиболее пугающий начинающих фактор: цена ошибки при прокладке ограждающих ЛП может быть крайне высокой. Требуется знание арифметики!

Так стоит ли овчинка выделки?

С моей точки зрения - однозначно. Первое, и самое важное: метод ЛП будет работать, когда ваш телефон сядет, или нахлебается воды и откажется работать ( рано или поздно это случится! :) Второе: использование ограничивающих ЛП заставляет шкипера более скрупулезно прорабатывать свой маршрут, задавая себе вопросы “а как я буду двигаться на этом участке пути”, “как я буду проходить этим проливом” и т.д. и т.п.

Нет ничего проще, чем нажать на кнопку autoroute, проложить автопрокладчиком какой-то маршрут, не глядя на результат, и выйти в море практически не подготовившись к встрече с навигационными опасностями. Однако, к нормальной (хорошей) морской практике такое плавание не будет иметь ни малейшего отношения.

Обнаружить себя в узком проливе без обстановки, между ревущих на камнях бурунов, в ситуации когда в телефоне с “навиониксом” осталось 5% заряда, а варианты возвращения на чистую воду не предусмотрены - в этом мало веселого!

Так что, друзья, будьте предусмотрительны, готовьтесь к плаванию в сложных навигационных условиях заранее - и не забывайте про простые и надежные методы классической навигации!

(c) 2020 Фёдор Дружинин и Клуб Парусных Экспедиций 60North. При перепечатке ставьте ссылку на источник материала. Спасибо! Фотоматериалы автора, а также с сайта flickr.com

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

{

Ладожские шхеры - 2009

Истории: Ладожские шхеры - 2009

Ладожское озеро - самое крупное в Eвропе, где то 150х200 км. Глубины достигают 240 м. А еще очень красивое, незабываемое место ...

Читать рассказ...
{

В Гольфстриме. Переход Ньюпорт-Азоры, 2007 год

Истории: В Гольфстриме. Переход Ньюпорт-Азоры, 2007 год

2 июня 2007 года, Ньюпорт.
41º26’N 071º 24.4E. Ветер SSW F5, давление 1014, растет...

Упираясь коленом в опору ...

Читать рассказ...
{

Дорогой викингов

Истории: Дорогой викингов

«Холодный ветер с дождем

Усилился стократно

Все говорит об одном

Что нет пути обратно»..

В голове, как запиленная пластинка, крутится ...

Читать рассказ...