Ни один из видов швартовки не вызывает у начинающих яхтсменов столько проблем и разногласий, как швартовка кормой к причалу — или как её ещё называют швартовка «по-адмиральски» или «по-средиземноморски» («mooring med-style»):
Доходит до того, что отработка швартовки кормой в некоторых школах занимает до 70-80% от общего тренировочного времени. «Главное - отшвартуйтесь и пришвартуйтесь: остальное это несложно» - утверждение, от которой встают дыбом волосы у правоверных северных яхтсменов, но которое, если разобраться, имеет своё право на жизнь, если речь идёт о защищённых и тёплых акваториях Турции или Хорватии. Засунуть свою лодку в узкую щель между двумя дорогими яхтами кажется новичкам гораздо важнее, чем безопасно и спокойно путешествовать под парусом по морю.
Хотя мы и не разделяем приведённого выше мнения — поцарапанная яхта соседа ничем не лучше, чем утопленная своя - без всякого сомнения, швартовка кормой имеет ряд особенностей. В курсе обучения начинающих шкиперов её изучению приходиться уделять значительно больше времени, чем, например швартовке «по-скандинавски» (носом к причалу, на якорь или на «бочку» с кормы). Поэтому давайте попробуем разобрать все нюансы и подробности этого развлечения. (Надо признать, получилось довольно длинно :)
Подготовка
При приёмке яхты убедитесь что задний и передний ход включаются легко и надёжно — отказывающий один раз из десяти реверс на коробке передач может наделать бед. Перед первой швартовкой на новой яхте, обязательно проверьте её поворотливость и заброс кормы (что такое заброс кормы — см здесь ) на заднем ходу на открытой воде, чтобы исключить сюрпризы. Обратите внимание на особенности коробки передач: например, гидравлическая коробка даёт неприятную длинную задержку при переключении с заднего хода на передний и наоборот.
Переключаясь с переднего хода на задний, сделайте мгновенную паузу в нейтрали — это избавит редуктор от слишком сильного удара при резком переключении хода и от возможной поломки.
Переключайтесь с переднего на задний правильно: плавно сбросьте газ, пока ручка не остановится в положении минимального хода вперед, затем, переведите ручку газа в нейтраль. Только после паузы — в идеале через 1-2 секунды или даже больше - переключитесь в положение минимальный ход назад. Резкое переключение с переднего на задний ход, приводит к преждевременному выходу из строя трансмиссии, может привести к поломке редуктора во время переключения и даже к потере гребного винта!
Если яхта оснащена подруливающим устройством (bowthruster), уточните, есть ли на нём предохранители и где они расположены. Помните, что подрульку легко перегреть, в этом случае она может отключиться, оставив вас разбираться с швартовкой самостоятельно. Боу-трастер — полезнейшее изобретение, но главное не злоупотреблять им.
Перед началом швартовки кормой, убедитесь что яхта и экипаж готовы к предстоящему представлению.
Вам понадобятся:
Предупредите команду о предстоящем маневре, расставьте заранее матросов по местам и объясните что вы собираетесь делать. Если с берега вам никто не помогает, то неопытных членов команды обязательно предупредите о том, что ни в коем случае нельзя прыгать на берег или совать руки и ноги между вашей яхтой и другими объектами — будь то причальная стенка или другие яхты. Если у вас большая команда и её нечем занять — доверьте самом неопытному матросу роль «бродячего кранца»: кранец держат в руках и подставляют его в нужное место, если что-то идёт не так.
Запросите по УКВ офис марины, чтобы вам указали, куда швартоваться. Если «харбор-мастера», расставляющего яхты в гавани, нет — швартуйтесь куда вам удобнее, на любое разрешённое и свободное место. Если в порту есть другие яхты, советуем вставать так, чтобы после швартовки у вас был закрыт минимум один борт: таким образом вы сможете спокойно сойти на берег, не тревожась о том что вам в борт въедет другой такой же неопытный (или слишком самоуверенный) чартерист (шансов на такой поворот событий уже на 50% меньше :)
Следует избегать швартовных мест находящихся вплотную к причалам водных такси и паромов — они могут продолжать ходить до поздней ночи, мешая вам спать шумом двигателей и кильватерной волной!
Стратегия и тактика
Выбор последовательности действий при швартовке кормой не так очевиден как кажется и зависит от многих факторов, таких как заброс кормы, скорость ветра, поворотливость яхты и тд и тп. Невозможно предусмотреть заранее все сложности с которыми вы столкнётесь при швартовке и дать исчерпывающий список рекомендаций. Тем не менее, вот несколько советов.
В основном, все более-менее сложные швартовки в маринах проходят по одному и тому же сценарию. Есть два ряда яхт, в одном из которых находится указанное вам место:
Если проход узкий и напротив указанного вам месте нет пространства для разворота, то базовая тактика проста: двигаться к указанному вам месту кормой вперёд, в нужный момент начать поворот и подойти к понтону под 90 градусов.
Если проход широкий, то вариантов много и зависеть тут всё будет в основном от направления, в котором дует ветер.
Для выбора алгоритма действий рекомендуются следующие основные принципы (в порядке важности):
Если напротив вашего места или за ним есть место для разворота, то в случае если заброс кормы благоприятен, вы можете включить в свой план разворот напротив своего места :
Тем не менее помните, что только движение кормой вперёд позволит вам в случае возникновения непредвиденной ситуации (например, неожиданно выходящей в проход яхты) резко остановиться, выйти назад на чистую воду носом вперёд и попробовать зайти ещё раз. Если вы полезете в узкое место носом вперёд — выход назад задним ходом может быть затруднителен!
Исполнение
Спланировав заход, и расставив команду у пушек, начинайте приводить свой план по захвату марины в действие.
Если ветер очень сильный, то, напомню ещё раз, проще всего начать движение кормой вперёд из положения, когда яхта развернута кормой против ветра — в этой ситуации она будет вести себя наиболее предсказуемо, особенно в условиях когда пространство для маневрирования ограниченно. Если ветер несильный, то можно начать движение кормой в любой удобный для вас момент. На малом переднем ходу переведите рычаг газа в нейтраль, и, дав задний ход, немного поверните нос в сторону заброса на остатках переднего хода, чтобы компенсировать разворот кормы. Верните руль в ДП, когда яхта начнёт движение:
Поза рулевого
Многочисленные дискуссии на эту тему утвердили нас в одной мысли: всем удобно делать швартовку кормой по-разному. Даже в нашей школе мнения среди инструкторов расходятся. Однако официальная позиция нашей школы - не рекомендовать начинающим шкиперам так полюбившуюся выпускникам некоторых турецких школ позицию «крабиком» - развернувшись к штурвалу спиной, лицом к корме.
В этой позе вы не видите что происходит с носом яхты, не можете контролировать радиус поворота (да и выглядите довольно смешно, напоминая краба в позе устрашения ). Если ручка газа внизу, то вам, к тому же, будет не очень удобно контролировать скорость. Как вариант: сядьте на борт у ручки газа, а если позволяет расположение ручки газа, то встаньте боком к штурвалу со стороны ручки газа: боковым зрением вы видите ближний к вам угол кормы, прямо перед вами — противоположный угол, с одного бока - причал, с другого нос яхты. Вообще, стоять у штурвала лучше, чем сидеть — так проще оценивать расстояние до соседней яхты на противоположном от вас борту:
Рулёжка на заднем ходу
Это практический навык, которому вас научит (научил) ваш инструктор. Если вы учитесь самостоятельно, помните: набрав ход, большинство современных яхт довольно хорошо управляется на заднем ходу. Держите штурвал (или румпель) крепко, так как он будет стремиться вырваться у вас из рук, если вы его отпустите.
Нюансы
Яхты с двумя короткими перьями - новая Bavaria 45, Azuree, Elan 35 и т.п. — отличаются в управлении, как на переднем, так и на заднем ходу. Радиус циркуляции у них больше, но заброс кормы, обычно, не так ярко выражен. Яхты с большим пером руля и узким плавником фальшкиля рулятся лучше, чем яхты с длинными фальшкилем и маленьким пером. Вне зависимости от конструкции, на любой лодке — обязательно прирулитесь к ней, прежде чем начинать швартовку кормой вперёд. Это поможет вам избежать неприятных сюрпризов, связанных с особенностями лодки.
Скорость
Скорость движения по проходу должна быть необходимой и достаточной для данной силы ветра. Переводя на простой русский язык: чем сильнее ветер, тем быстрее приходится заходить на швартовку. В любом случае старайтесь не превышать на заднем ходу скорость в 3 узла: ваш покорный слуга однажды лишился управления на заднем ходу, на гоночном First 45 c катастрофическими последствиями из-за излишней скорости: из-за большой нагрузки на перо лопнула цепь рулевого привода, освобожденный от рулевых тяжей квадрант бросило вбок,. От удара о стопор разломилась отливка квадранта, а цилиндр автопилота пробил переборку в кормовую каюту. Всё это за доли секунды!
С другой стороны, при недостаточной скорости не только все повороты будут очень плавными и по большому радиусу — вас будет сильно сносить боковым ветром и лодка будет плохо управляться.
Торможение яхты на заднем ходу
Казалось бы, задача тривиальна: рычаг передач в нейтраль, затем импульс переднего хода, и яхта быстро остановиться. Помните об одном существенном нюансе: если вы движетесь на заднем ходу, то при торможении обязательно ставьте руль в ДП.
Посмотрите что произойдёт, если яхта движется кормой вперёд в крутом повороте.
Руль переложен на борт, лодка поворачивает так круто, насколько это возможно при данных условиях. Вы даёте передний ход, не перекладывая штурвал. Винт, начиная работать на передний ход гасит скорость, но струя винта, отброшенная рулём, забросит корму в сторону поворота. (рис) Если с этой стороны находится, например, яхта, то возможно столкновение.
Чтобы этого не произошло, давая ход вперёд в ситуации торможения, переложите руль в ДП.
В какой момент поворачивать?
Итак, вы движетесь по проходу между яхтами к выбранному вами месту. В какой момент начинать перекладку руля, чтобы зайти в свой «карман»? В качестве опорной точки для большинства современных яхт мы рекомендуем начинать поворот к месту швартовки от промежутка между предыдущими яхтами (рис). Для яхт размера 42-49 футов, как правило, руль переложенный на циркуляцию на заднем ходу, приведёт вас точно в центр выбранного места.
Мы поворачиваем слишком круто/плавно! (рис)
Тесные марины, навальный ветер, неповоротливая лодка... Завершение швартовки — плавный поворот на место стоянки — в зависимости от внешних условий может вызывать проблемы не только у новичков, но и у опытных рулевых. В случае сильного ветра оценить радиус поворота бывает сложно, и возможны ситуации когда вы ошибётесь в своей оценке.
Ещё раз: помните, что при резком торможении яхты, движущейся задним ходов в повороте руль нужно возвращать в ДП!
Итак, если вы недооценили поворотливость яхты и воздействие внешних условий и яхта поворачивает слишком круто (не вписывается в свободное место по внутреннему радиусу) — сгладьте поворот поворотом руля в обратную сторону. В 90% случаев это возможно — сделать поворот более плавным проще, чем более резким. Если работа рулём не помогает — прервите швартовку, ( руль в ДП, ход вперёд), (рис)
Если вы не вписываетесь в поворот по внешнему радиусу, сделайте поворот более крутым, переложив руль до упора. Если руль переложен до упора, а вы всё равно не вписываетесь — у вас есть два варианта действий. Первый вариант - остановиться, попробовать сдать чуть-чуть вперёд и снова зайти задним ходом (рис). Второй вариант — уйти на второй заход: прервите швартовку и начинайте всё сначала.
Мы зашли!
Завершение манёвра, если вы поворачиваете, положив руль на циркуляцию должно быть плавным, без резких прогазовок и перекладок руля. Выровняйте яхту перендикулярно понтону и затормозите яхту у причала. В третий раз — помните, давая газ вперёд при торможении обязательно выровняйте руль в ДП.
Помните: первым всегда задаётся наветренный швартов, затем остальные концы — муринги и подветренный швартов.
Боковой ветер
Боковой ветер при подходе может сильно осложнить процесс привязывания к берегу и растягивания: как только лодка останавливается, её начинает сдувать вбок. (рис) Швартуясь к берегу при боковом ветре первым заведите наветренный кормовой швартов.
Если ветер сильный, а с подветра от вас никого нет (т. е. есть угроза навалить раковиной или бортом на набережную), то переложите руль в сторону ветра и дайте ход вперёд. Отбрасываемая пером руля струя из-под винта будет работать как кормовая «подрулька», выравнивая вашу яхту против ветра. (рис) Кроме этого, если яхта достаточно широкая, то между швартовым на кормовой утке и винтом образуется плечо, которое можно использовать для выравнивания яхты. Эта же техника может использоваться и при отходе от набережной при сильном боковом ветре.
Отшвартовка
Отход при швартовке кормой делается в обратном порядке. Сначала отдаётся подветренный муринг, потом подветренный кормовой, наветренный муринг и наветренный кормовой конец. Давая ход вперёд — убедитесь, что руль в ДП, муринг утонул, матросы следят за кранцами. Неприятным сюрпризом может стать столкновение с другой яхтой, начинающей отшвартовку в тот же момент что и вы из другого ряда в марине — перед началом движения посмотрите по сторонам! Сильный боковой ветер на отходе. При сильном боковом ветре на отходе в марине не пытайтесь сделать поворот носом в сторону ветра. (рис) Поскольку радиус поворота против ветра згначительно увеличиться, есть риск зацепить соседа. Вместо этого - поверните по ветру, и выходите кормой вперед. Использование шпринга при отходе и подходе
При сильном боковом ветре не только подход, но и отход может представлять существенные проблемы. Используйте шпринги, заводимые с центральной утки для удержания яхты перпендикулярно берегу.
При швартовке кормой в экстремально сильный боковой ветер на пустой набережной, вы можете завести первым не наветренный кормовой конец, а наветренный шпринг с центральной утки (рис). Такое положение наветренного швартова сильно облегчит процесс удержания яхты перпендикулярно берегу при помощи винта.
При отходе: заведите серьгой длинный шпринг на берег или на кормовую утку наветренной яхты (спросив разрешения у хозяев). Отдав кормовые и шпринг, ходом прижмитесь к наветренной яхте, и потихоньку продвигайтесь вперёд вдоль неё. Обычно когда ваш кормовой срез приближается входному люку наветренной яхты уже можно смело отдавать шпринг и давать ход вперёд (рис) Непредвиденные ситуации при швартовке кормой вперёд на муринге
Зацепились за муринг!
Чаще всего муринги цепляют килём. Если вы зацепили наветренный муринг — то в этом нет проблемы: резко остановитесь, стараясь не забрасывать ни нос, ни корму подождите пока вас отнесёт от муринга на 50 см под ветер и дайте ход вперёд чтобы выйти на чистую воду и начать сначала. Если вы уверены в своём искусстве дать задний ход на полностью остановленной яхте — можете продолжить маршрут без выхода на чистую воду. (рис)
В случае если вы зацепили подветренный муринг — дело плохо ( поэтому в ситуации навального ветра на швартовке старайтесь держаться поближе к наветренным яхтам). Яхта остановится и может навалится на стоящие яхты бортом — медлить тут нельзя. Не паникуйте, не дергайте ручку газа вперёд-назад, давая сильные прогазовки. Защитите подветренный борт кранцами: сниматься скорее всего придётся ходом вперёд и нужно обязательно смотреть и защищать кранцами подветренную раковину(рис).
Посадка на подветренные муринги может закончиться поцарапаным бортом, поэтому при движении кормой вперёд в сильный ветер обязательно контролируйте снос, поддерживайте хорошую скорость: если вы остановитесь, вас сразу понесёт на муринги.
Зацеп рулём более редкий случай и в исключительных случаях если муринг попал между рулем и килем сняться без посторонней помощи вам может не удастся. В случае если вы совсем застряли, на маленькой яхте попробуйте оттолкнуться руками и отпорным крюком; на большой яхте заведите швартовы на наветреные яхты, чтобы стянуться с мурингов или воспользуйтесь услугами служителей марины и их волшебного «тузика».
Намотали конец на винт!
В конце швартовки нередки случая наматывания «муринга»(или швартова) на винт. За исключением ситуации когда вы стоите один-одинешенек и слева и справа никого нет, эта ситуация не представляет проблем: одержитесь за соседей, заведите швартовы и муринги( какие сможете) чтобы худо-бедно пришвартовать лодку. Дальше у вас есть выбор: достать гидрокостюм, нож и маску для ныряния, или кредитную карточку, для вызова аквалангистов. (Я предпочитаю первый вариант!)
Если вы поняли что наматываете на винт «муринг», немедленно переведите мотор в нейтраль, чтобы исключить повреждение винта, вала(или ноги сейл-драйва) и коробки передач. Следите за попытками «помогальщиков» протащить муринг у вас под днищем, обратите внимание ваших матросов на опасность наматывания на винт швартовов, бесконтрольно болтающихся в воде.
Чтобы исключить наматывание при отшвартовке (очень плохой вариант - вы можете зависнуть без двигателя когда киль уже пройдет соседние яхта и хорошенько на них навалиться!), перед тем как давать ход вперёд убедитесь что ни один муринг не проходит у вас под кормой по диагонали (рис)
Человек за бортом !!
Вы улыбаетесь? Напрасно: по моей статистике большинство MOB-ов падают в воду на швартовке. Скользкий причал, неудобная обувь или элементарная беспечность и игнорирование приказа «не прыгать и не бегать» могут привести к тому, что ваш матрос с звуком «плюх» рухнет прямо под неумолимо надвигающийся на него кормовой свес, или в стремительно сужающйся проход между бортами яхт.
НЕМЕДЛЕННО остановитесь, без заброса кормы влево или вправо!
Если матрос в сознании и не травмирован — дайте ему приказ отплыть в сторону и закончите швартовку. Обычно в гавани достаточно швартовых, низко свисающих кранцев и других объектов за которые может держаться даже не умеющий плавать человек, однако, если вода холодная а матрос без жилета (шкипер - кретин), забудьте про риск поцарапать борта и начинайте спасательные процедуры — круги и другие плавающие предметы немедленно на воду.
Особую опасность представляют в этом плане рвущиеся помогать дети. Поступайте как знаете, но мы обычно загоняем всех дошкольников в каюту, пока швартовка не будет окончена. Дети в возрасте от 8 уже более разумны и могут принимать участие в палубных работах.
( авторы: Ф. Дружинин, Д. Петросьянц Статья скомпилирована на основе материала урока "Управление яхтой на моторе", онлайн-школы Клуба Парусных Экспедиций, http://elearn.60north.ru При перепечатке получение разрешения администрации сайта и ссылка на материал обязательны. Перепечатка и любое копирование материала запрещена.)
Мистраль: шторм на яхте
Эффект попугая
- Что это?
- Это? - Оля едва сдерживала смех. - Это флаг Доминики. Вы под ним сейчас пойдете в море!
- Что ...
Читать рассказ...Терсейра-Шербур, 2008: подготовка к переходу
Пакуем мешки
Мы стартовали 19 мая. Вернее, официально мы стартовали 19 мая. Лично для меня кошмар подготовки к переходу начался ...
Читать рассказ...Ладожские шхеры - 2009
Ладожское озеро - самое крупное в Eвропе, где то 150х200 км. Глубины достигают 240 м. А еще очень красивое, незабываемое место ...
Читать рассказ...