Клуб Парусных Экспедиций : "Заповеди алого генакера"

Санкт-Петербург +7-981-877-00-76

Москва +7-495-142-36-02

Эта статья - перевод (художественный :) очень интересной и хорошей статьи аж 2005 года на https://www.sailingworld.com/how-to/commandments-asym-trim С тех пор много воды утекло, лодки стали быстрее и агрессивнее, крой генакеров снова немного поменялся - но актуальности своей она не потеряла. Спасибо Sailing World!

Спросите группу парусных мастеров - "как приготовить обычный тост из куска белого хлеба?", и вы получите столько разных ответов, сколько в комнате парусных мастеров.

Но будьте уверены: они скажут вам, что способ приготовления тоста зависит от вида хлеба, марки тостера и его нагревательных элементов, температуры и влажности окружающего воздуха, мастерства "шефа по тостам" и тысячи других причин. То же самое относится и к теме настройки асимметричного спинакера.

спинакер

Однако, хотя их в их советах по настройке будет бесконечное обсуждение множества тонкостей и отличий конкретных парусов и лодок, в конечном итоге, всё сводится всего к нескольким основным правилам. Мы предложили к обсуждению эту тему группе экспертов по настройке геннакера: Джей Лутц из North Sails; Керри Клинглер из UK Sails, Дейв Ульман из Ullman Sails, Ричард Бузайд из Doyle и Скотт Никсон из Quantum. Эксперты говорят нам: в целом трим генакера мало чем отличается от того, что шкотовые делали пять лет назад, за исключением, разумеется, того, что паруса теперь лучше спроектированы для того, чтобы делать то, что они должны делать: быстрее разгонять лодку на полном курсе.

Заповедь 1: Да вынесешь ты свой геннакер на ветер

Лутц: "Хорошо спроектированный спинакер для полных курсов можно и нужно выносить на ветер из под ветровой тени грота, что позволяет вам идти полно, не давая парусу потухнуть. Ключом к выходу спинакера из ветровой тени грота является работа весом экипажа и форма самого паруса. Оба эти фактора работают вместе. Если вы можете заставить лодку накрениться на ветер, вес паруса естественным образом помогает ему выйти на ветер. Сегодняшний А2 - если у него достаточно закругленности в передней шкаторине[ luff round - форма кривой, заложенная дизайнером в переднюю шкаторину паруса]- сам хочет выйти на ветер, когда он начинает полноценно работать, за счёт того где расположено основное пузо паруса. Он больше похож геную, с пузом далеко впереди."

j105

Клинглер: "Мы закладываем обычно столько закругленности в переднюю, что динамика паруса сильно вытягивает пузо вперёд. В результате парус лучше выходит на ветер, а когда парус смещается на ветер, пузо ещё больше уходит вперёд - то есть, именно туда где вы хотите чтобы оно было. Но чтобы это происходило более эффективно, совсем не лишним будет создать наветренный крен."

Заповедь № 2. Помни о галсе своём

Бузайд: "Одна из проблем с асимметричными спинакерами, состоит в том, что когда вы начинаете идти полно, парус хочет выйти на ветер, и его передняя шкаторина эффективно укорачивается. Если вы не потравите галс, генакер не сможет оторваться и уйти вперёд от носа лодки. Когда ассиметрик естественным образом начинает сам выходить на ветер, самое время ослабить галс."

Ульман: "Насколько отпускать галс? Это зависит от скорости и угла ветра. Если вы идете остро - пытаясь идти "в скорость"- вам нужно, чтобы алс был полностью добран, а передняя шкаторина была максимально прямой, без прогиба. Если вы пытаетесь валить, вам нужно чтобы спинакер покачивался (выходил) на ветер. Сколько стравить галса - это чисто на ваше ощущение и на ваш глаз. Правило, которое мы используем на моей лодке: всякий раз, когда вы ослабляете галс, и он показывает на ветер - это хорошо. Если он показывает на подветер, то вы теряете проецируемую площадь генакера. Ваша цель состоит в том, чтобы вынести генакер максимально вперёд, дальше от носа яхты. Однако, если вы слишком сильно протравите галс, то верхушка паруса станет слишком параллельной воде, и вы опять-таки начинаете терять проецируемую площадь (в основном уменьшая парус и не расправляя его).

tack j80

В J/105 мы рекомендуем травить не более 2,5 фута (с парусом Ullman Sails), но каждый ассиметрик будет отличаться. В общем, в управлении генакером не так много науки. Если вы курсе от 90 до 110 градусов к вымпельному, то вам нужно следить, чтобы галс был полностью выбран, а шкот был максимально свободным. Когда вы начнёте уваливаться на более полные курсы, понемногу травите галс, так как спинакер начинает выходить на ветер и так же по максимуму травите шкот."

Клинглер: "Если у вас правильно закренена лодка, и на парусе правильное давление, то притравленый галс открывает "плечи" паруса и дает вам больше проецируемой площади. Это также немного уплощает переднюю шкаторину и немного перемещает пузо к середине паруса. Смотрите за верхней частью передней шкаторины: когда вы хорошо настроили галс, верхушка как бы закрывается, становится как чашка, с краем закругляющимся внутрь . Несите свой парус как обычный симметрик, где "плечи" должны открываться вверх и наружу, как это происходит, когда вы поднимаете вверх спинакер-гик. Если передняя становится слишком "прыгучей", а парус - плохо управляемым - подбирайте галс. Если же нести ассиметрик слишком просто, травите галс. Чем полнее вы пытаетесь идти, тем больше вы можете травить галс, но снова подбирайте его, когда вы приводитесь. Другими словами, активно работайте на галсе."

Лутц: "Все травят галс. Причина, по которой вы делаете это, состоит в том, чтобы увеличить длину передней шкаторины на парусе, и с более длинной передней вы можете вынести парус дальше на ветер. Это абсолютно точно, но это еще не все. В классе J/105 спинакер площадью 77 квадратных метров имеет очень короткую переднюю шкаторину, поэтому, если вы доберете галс до упора к бушприту, это слишком сильно затянет переднюю вниз, и спинакер не будет нормально выходить на ветер. (новый ассиметрик на 89 квадратных метров лучше переносит такое издевательство, так как у него длиннее передняя шкаторина).

На J/80 длина передней шкаторины значительно больше, поэтому нет необходимости ослаблять галс, чтобы вынести генакер на ветер. Когда вы ставите генакер на J/80, вы по умолчанию полностью добираете галс. Единственный вариант когда стоит его травить, это если ваш конкретный дизайн паруса немного коротковат по передней. На ровной воде и при среднем ветре - когда вы пытаетесь идти очень полно по тактическим соображениям - вы можете ослабить галс на целых 5 дюймов. На J/105 это пара футов. Вот практическое правило: если вы отпускаете галс, а он наклоняется к подветренной стороне, галс надо добрать обратно. Если вы отпустите его, и он пойдет прямо вверх или пойдет на ветер, у вас будет хороший выход на ветер всего паруса. Вертикальный угол галса к бушприту - это визуальный ключ того, правильно ли вы настроили галс."

melges 24

Никсон: "Melges 24 выходит на глиссирование так быстро, что мы не тратим много времени на настройку галса, но бывают условия, когда вы начинаете идти полно, в диапазоне от 6 до 10 узлов - тогда вы можете его притравливать, следя за тем чтобы он шел вверх или на ветер. А так обычно галс у нас обтянут, потому что в таких лодках, как Melges, вам приходится много рулить лодкой, чтобы либо выдернуть её на глиссирование, либо "сваливаться" более полными курсами... С обтянутым галсом проще рулить яхтой "по парусу" - набитый галс стабилизирует переднюю шкаторину и весь парус. В слабый ветер мы тоже его не особенно травим, потому что ходим остро - если потравить галс, то генакер уйдет в тень грота."

Заповедь № 3: Да не воскатайся ты по прямой, аки лошпет.

Лутц: "Когда ты рулишь на современной лодке с ассиметриком полными курсами, ты не выбираешь из поляр один конкретный угол и на нём зависаешь; ты постоянно "змеишься" . Для рулевых, плохо знакомых с асимметричным спинакером, это самая сложная вещь. Когда у вас есть давление в парусе, вы идёте полно, а когда вы его теряете, вам абсолютно необходимо срочно приводиться. Таким образом, вы постоянно движетесь вверх и вниз, используя информацию от триммера о том, какое давление сейчас в парусе: вы можете сами чувствовать это и видеть, но неплохо чтобы и триммер дублировал вам свои ощущуния. Если давление в парусе слабое и вы опуститесь вниз - генакер потухнет, вы встанете и вам придется подняться уже значительно выше чем раньше, чтобы снова его поставить. Такие движения туда-сюда с потухшим генакером - это как на машине как газовать с нажатым тормозом... колеса крутятся, резина горит, но ты никуда не едешь!"

melges 24 worlds 2016

Ульман: "Одна из самых важных вещей - это развить в себе чувство, насколько высоко нужно идти на вашей лодке для достижения оптимального крена и оптимальной скорости, и когда нужно менять режимы между ходом "в остроту" (в разгон) или движением полно (ближе к знаку). Это чувство, которое нужно в себе развить - здесь нет чётких правил, так как все лодки отличаются. Проще всего почувствовать диапазон своих углов на полном курсе - это попробовать достичь своих максимальных "полярных" скоростей, помня о том, что, разогнавшись на остром курсе ты сможешь потом потом идти всё полнее и полнее, не теряя скорости. Мое правило - использовать лаг; пока скорость увеличивается, можно идти полнее. Как только скорость перестает расти, или падает, я начинаю приводиться. Чтобы это правило работало, старайтесь чтобы скорость увеличивалась и уменьшалась с минимальной скоростью."

Никсон: "В Melges 24 углы к ветру быстро меняются на порывах, и вам придется рулить "по давлению". Мы всегда слегка "складываем" (загибаем внутрь) край передней шкаторины - многие ходят складывая целый фут, но мы всегда держим завернутый край в 2-дюйма, это заставляет шкотового больше концентрироваться, так как это более сложная и точная настройка. Мы не используем лаг/gps, потому что скорость сильно ходит вверх и вниз - не отследишь. При сильном ветре рулевые, плохо знакомые с асимметричным спинакером, имеют тенденцию идти слишком полно и медленно, а более продвинутые парни делают так: ставят лодку на глиссирование, фигачат в угол дистанции и обратно на скорости на 5 узлов больше. Эта тактика в корне отличается от работы с симметричным спинакером.

В более тяжелых лодках, таких как J/80 и J/105, оптимальные углы лавировки по ветру большие-там всё больше похоже на симметрики, - но в легких спортботах гораздо важнее начать глиссирование, это самое важное."

plane j80

Клинглер: "Люди часто сталкиваются с одной и той же проблемой в полу-глиссирующем судне (например, J/80) - непонятно когда начинать пытаться приводиться, чтобы высадить ее на глиссирование. На 80ке вы идёте как можно полнее, пока не преодолеете порог в 7,5 узлов. Разогнались? Поверните лодку на 25 градусов, она выскочит на глиссирование, и вуаля - 11,5 узлов."

Заповедь № 4: Не заюзай брасоловку свою без нужды

tweaker

Лутц: "Когда ты добираешь брасоловку, ты закрываешь заднюю генакера. Потенциально можно использовать брасоловки для управления твистом, но вообще-то многие дизайнеры парусов разрабатывают шкотовый угол таким образом, что конец гика работает как твикер (брасоловка). Люди не думают об этом, но чем ниже вы идете, и чем больше вы травите гика-шкот и погон, тем больше гик действует как своего рода брасоловка, ложась на шкот и закрывая верхнюю часть задней шкаторины генакера. Таким образом, не думая об этом, грот помогает спинакеру тащить сильнее."

[зачем нужна вообще брасоловка на генакере? посмотрите доходчивый рассказ здесь

Учтите, однако - что это старая статья, и парусные мастера прямо пишут, что они стараются устранить необходимость брасоловок на уровне кроя. - 60north]

Клинглер: "Мы пытаемся спроектировать паруса так, чтобы они брасоловки были не нужны. Я использую твикеры на J/80 только для того, чтобы придержать шкот вниз, чтобы при работе с генакером мы не добирали одновременно грот. Я использую брасоловки не больше чем необходимо для того чтобы шкот генакера ушел под гик. Другими словами, я не люблю использовать гик в качестве брасоловки, и мне особенно не нравится, когда кто-то в команде должен давить на гик наружу при слабом ветре (а это будет необходимо, если у вас гик работает брасоловкой в слабый ветер!)"

Ульман: "Мы вообще не используем брасоловки. Мы говорим нашим клиентам c J/105, чтобы они снимали их с лодки. Проблема с брасоловками в том, что они не только оттягивают шкот вниз, но также тянут его внутрь."

Бузайд: "На большинстве лодок гик - это брасоловка, и единственная причина, по которой вы бы вам могла она понадобится на больших лодках [на полных курсах] - это держать шкот подальше от гика. Твикер всегда приближает весь низ паруса к лодке, а вообще-то всё чего вы пытаетесь добится - это отвести спинакер подальше от лодки. В общем, если вы справляетесь без брасоловок - вам же и лучше."

Заповедь № 5: Обсуждай всегда и везде давление с командой своей.

j-70 crew 2

Лутц: "Я много говорю о диалоге триммера и рулевого, и все меня слушают, но не обращают внимания. С асимметричным, это даже более важно [чем с симметричным спинакером]. Рулевой должен слушать, что говорит ему его триммер; в то же время триммер не должен указывать рулевому, как рулить. Триммер должен предоставлять информацию и позволять рулевому самому решать, что ему делать. Вместо того, чтобы сказать «Приводись» или «Увались», триммер может сказать: "У меня есть давление, можно ниже если хочешь... давление есть ... все еще есть..."

Еще одна важная вещь, о которой нужно помнить, это то, что скорость и направление движения на лодке с ассиметриком всегда меняются, потому что когда есть давление, вы можете идти полно... гораздо важнее получить давление в парусе, чем оптимальный угол к ветру. С ассиметриком пара дополнительных узлов давления дает вам возможность увалиться на 15 градусов курса, поэтому по тактике, при выборе стороны дистанции на лавировке по ветру, иногда лучше идти к заходу, если там есть возможность увеличить давление, чем идти к повороту ветра в корму, и потере давления (!!!)

Ульман: "Комбинация рулежки и работы на шкотах, а также связь между ними, являются крупнейшими причинами разрывов между "быстрыми" и "медленными" лодками в большинстве флотов. Углы и давление постоянно меняются, и вы видите, что некоторые яхты уходят слишком полно, тушат спинакер... это признак отсутствия нормальной связи. Триммер должен сказать рулевому: «Нет давления, мы слишком низко!». И вы сразу же поднимаетесь на 5 градусов. И как только вы чувствуете давление, вы начинаете беречь и охранять его.

j70crew

Когда я за рулем, мне нравится слышать информацию только о давлении: фразы типа «много давления», «небольшое давление», «уходит», «приходит». Третий человек, участвующий в этом разговоре - это парень[обычно баковый или тактик], предупреждающий о порывах. Вам нужна эта информация, чтобы решить, следует ли идти высоко, чтобы перейти к новому усилению, или полно, чтобы дольше остаться в текущей полосе. Этот человек должен смотреть туда, где вы встретитесь с новым ветром. Если ветер свежий, наблюдатель смотрит на ветер в 120 градусов с кормы или около того. Если ветер слабый то он ищет порывы по направлению на ветер, около 90 градусов."

Бузейд: "Одним из важных моментов является то, что движение с чрезмерно растравленным асимметриком будет медленнее, чем с слегка перебраным. Двигаясь половину времени с большой складкой в передней шкаторине, вы теряете столько же парусной площади. Я предпочитаю ходить с немного более стабильной передней шкаториной, как мы привыкли ходить с обычными спинакерами. Кроме того, если вы перетравливаете, потом добираете, потом слишком много добираете - у вас слишком много движения шкота. Чем меньше движения шкота, тем проще рулевому рулить."

Никсон: "На новых дизайнах генакеров шкотовые углы выше, а паруса прощают больше ошибок, что облегчает управление лодкой. Но диалог между триммером и рулевым имеет первостепенное значение в лодке, такой как Melges. Мы общаемся все время, используя слова «хорошее», «среднее», «плохое» или «слабое», чтобы описать давление в парусе. Со «средним» мы пытаемся оставаться на прежнем курсе, а когда «хорошо», мы пытаемся идти немного полнее. Диалог должен быть быстрым без "мне кажется, если я не ошибаюсь.."!"


перевод (c) 2018 60North, перепечатка и копирование без разрешения запрещены В оформлении статьи использованы фотографии следующих авторов: Том Груит, яхт-клуб Марстранда, североамериканская ассоциация J-70, North Sails, Doyle Sails

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

{

Переход Азоры-Шербург, 2008 год

Истории: Переход Азоры-Шербург, 2008 год

1200 миль левым галсом

В первый день похода всегда случаются неприятности. Это, типа, такой закон природы. Кто-то обязательно положит мешок ...

Читать рассказ...
{

Кристиандзунд-Копенгаген - 2010

Истории: Кристиандзунд-Копенгаген - 2010

В этом году в нашем Клубе решено было сходить на Лофотенские острова, за Полярный круг. Времени это занимает немало, и ...

Читать рассказ...
{

Дорогой викингов

Истории: Дорогой викингов

«Холодный ветер с дождем

Усилился стократно

Все говорит об одном

Что нет пути обратно»..

В голове, как запиленная пластинка, крутится ...

Читать рассказ...