Клуб Парусных Экспедиций : "Водоворот легенд"

Санкт-Петербург +7-981-877-00-76

Москва +7-499-390-15-75

- 10 узлов!! 10.5!!! Не пора ли геннакер убрать?..

Август. Шотландия. 2017 год.. Пролив между островом Скарба и материком. Солнечный и ветреный день. Наш “Катанг”, поймав ветер в бакштаг, несется как бешеный, под полным гротом и генакером, побивая все рекорды скорости для Sun Odissey 37. Скарба быстро проносится мимо, и скорость по лагу продолжает держаться в районе 8-9 узлов, однако, неожиданно, камни и утесы справа начинают замедляться. GPS подтверждает ощущения: скорость относительно земли упала до 3х узлов. 5-6 узлов встречного течения! К моменту, когда справа открывается узкий пролив между Скарбой и островом Джура, яхта практически останавливается. Пролив полностью покрыт барашками, и с яхты, даже с расстояния в 2 мили слышно угрожающее рокотание сулоя. Команда занята обсуждением шансов нашей Марины выйти замуж за владельца Скарбы - барона Сандис, шкипер озабочен классической дилеммой - убирать геннакер или еще немного проехать - и мы даже не замечаем, ЧТО именно мы проходим по правому борту...

водоворот

Нет, этот рассказ не о том, какая вискокурня понравилась нам больше всего, или о том как мы тренировали на Лох-Нессе уток прыгать через отпорный крюк. Нет, мы даже не познакомим вас с настройщиком пианино, живущем на берегу Каледонского канала, не покажем вам фото Несси, уничтожающей запасы черносмородинового сидра, и не научим голосовому управлению шотландским шлюзом. В этом рассказе речь пойдет о Самом-самом страшном и удивительном месте Западной Шотландии - обиталище кэльпи, погибели принцев, , базальтовой пирамиде рептилоидов и просто “непроходимом для парусного судна месте”, как утверждала лоция флота Его Величества - водовороте Корриврекан.

“Ну и что, водоворот” - скажет обычный турист - “Пойдем лучше закинем в топку парочку стопок Лафройга, и сфотографируем еще один замок!” И это будет, о мой обвешанный фотоаппаратами и справочниками друг, совершенно неверный способ путешествия по Шотландии - здесь каждый камень, каждое дерево и островок овеяны легендами и мифами, пришедшими к нам, зачастую, из дохристианских времён. Так что поставь стакан на стойку, и пойдем отшвартовываться, пока не переменился прилив.

карта водоворота

Корриврекан - это наверное самое легендарное и интересное место в районе Внутренних Гебрид. Я чуть не сказал “якорная стоянка” - но, на самом деле, согласно легенде, бросить якорь в сердце водоворота, на базальтовом уступе An Cailleach, удалось всего одному герою…

Легенда о Брикане

драккар

Давным-давно, датский (по другим источникам - норвежский) принц, Брикан, влюбился в принцессу с острова Скарба, отец которой согласился отдать свою дочь замуж, при условии что Брикан покажет свои умения и храбрость, поставив на якорь свою лодку на три дня и три ночи в водовороте. Брикан принял вызов и вернулся для подготовки подвига домой, где местные умельцы сплели ему три веревки - одну из пеньки, одну из шерсти и одну из волос невинных девушек. Норвежские (или датские) девицы охотно отрезали свои волосы для веревки, потому как принц, согласно легенде, был очень хорош собой. Считалось, что чистота и невинность девушек придадут веревке волшебную силу для борьбы со злом, обитающим в водовороте.

Брикан вернулся и поставил свой корабль на якорь в Корриврекан. В первый день оборвалась пеньковая веревка, но судно и принц пережили ночь. На второй день в сильном шторме оборвалась и шерстяная веревка, но корабль опять уцелел. В третью ночь корабль поставили на канат из волос девушек, и когда уже прошло больше половины ночи, налетевшим шквалом якорный конец оборвало, и корабль исчез под водой. Выжил лишь один матрос и любимая собака принца. Они вытащили тело Брикана на берег и похоронили его в пещере (теперь известной как King’s Cave) на берегу острова Скарба. Говорят, что одна из девушек, пожертвовавших свои волосы на якорный канат, была не совсем, хм, целомудренна...Ну, или принц неудачно рассчитал необходимое для постановки на якорь количество каната (а надо было лучше учиться в парусной школе!)

Скала Калех

Водоворот Корриврекан ( и находящиеся неподалеку Серые Гончие - еще одно жуткое местечко) - одна из самых опасных в Шотландии, если не во всем мире быстрин. Приливное течение здесь достигает на пике сизигии значений в 7-8 узлов. И, чтобы добавить перца в это блюдо, посередине пролива между Скарбой и Джурой, со дна поднимается черный базальтовый монолит - скала An Cailleach, названная так по имени древней богини пиктов Калех, по странному совпадению ответственной за шторм и непогоду.

схема водоворота Древние пикты и скотты верили, что осенью Калех стирает свой плед в проливе, и когда она отмывает его в штормовой пене до белоснежной чистоты, то она накрывает им Шотландию - начинает идти снег, и приходит зима. Сам водоворот Корриврекан зарождается в результате подъема приливного течения с глубины в 219 метров до вершины скалы Калех, находящейся всего на глубине 30 метров.

Калех, или Килох - одна из самых страшных и опасных для человека богинь кельтского эпоса. Ударом своего посоха она может превратить человека в камень, вызвать град или бурю. У нее жуткое сине-черное лицо с одним-единственным глазом посредине (или одним зрячим глазом и одним невидящим), красные зубы и белые, как снег, волосы. Она носит серую одежду - старый выцветший плед и платок. cailleach

Исследователи особенно отмечают отсутствие второго глаза у Калех. Скорее всего, это обозначение ее функции как богини одновременно жизни и смерти или посредницы между мирами. Говоря метафорически, один ее глаз (живой) смотрит в наш мир, другой (незрячий или невидимый) — в потусторонний мир, в царство мертвых. Саму скалу Калех,возможно, считали таким местом, где неосторожный рыбак мог вместе с лодкой неожиданно перенестись в потусторонний мир…

Вам уже жутко? Это еще не всё!

Водоворот

Водоворот возникает здесь не всегда - при квадратурных приливах и на стоянии течения здесь удается даже нырнуть особенно смелым (я бы сказал - отмороженным!) дайверам. Впрочем, некоторые из них, видимо под влиянием глубинного наркоза, сообщали о прекрасных черноволосых девах, манивших их приятно провести время на глубине. Примечательно, что древние шотландцы сообщали о прекрасных, опять же, черноволосых юношах, завлекавших шотландских дев на прогулку по берегу острова у водоворота… Девушек этих с тех пор, разумеется, никто не видел.

vodovorot

Конечно, для современной яхты, оснащенной дизельным мотором, Корриврекан не так опасен, каким он был все столетия парусной эпохи. Но в штормовую погоду, когда в пролив между Джурой и материком врывается юго-западный ветер, рев волн в Корриврекане слышен на десятки миль. Горе тому, кто окажется здесь на пике течения, надеясь найти укрытие за высоким берегом острова: лоция отмечает, что высота сулоя в проливе достигает 5-6 метров!

Для маленьких судов водоворот опасен до сих пор. В 1947 году знаменитый писатель Джордж Оруэл, автор романа “1984”, живший в то время на острове Джура, чуть не погиб в водовороте Корриврекан. Приемный сын Оруэлла, Ричард Блэр, пишет в своих воспоминаниях: «Отец неправильно рассчитал момент полной воды по таблице приливов, и мы попали в водоворот. Подвесной мотор заглох, и лодка перевернулась на волне. Никто из нас не был в спасательном жилете, отец и я оказались под перевернутой лодкой… Джордж вытащил меня из под нее, и нам повезло выплыть на небольшой скалистый островок. Всё это было довольно глупо. В мгновение ока всё пошло неправильно, и мы чуть не утонули... И, конечно же, мир бы так и не увидел романа “1984”, потому что отец как раз находился в процессе его написания». В конечном итоге Оруэлл с детьми были спасены местными рыбаками.

Нша встреча с Корривреканом получилась менее драматичной, но тоже весьма оживленной День начался отлично. Сначала мы слегка задержались в Обане, пытаясь купить свежей камбалы, а потом разговорились с тюленями с местного тюленего лежбища - и, пожалуй, на этом можно было бы закончить отчет о нашей встрече с Корриврекан и течениями в проливе Джура: мы допустили ту же ошибку что и Джордж Оруэлл, не обратив должное внимание на скорости течения между Джурой и материком. Долгих 5 часов мы выкарабкивались под полными парусами, мимо застывшего на месте острова Скарба, стараясь найти участок, где течение было бы слабее. Правильную дорогу нам подсказал местный рыболовный катер, который практически облизывал прибрежные скалы - у берега течение слабело, и нам удалось вырваться из его лап - а сносило нас, между прочим, как раз к водовороту! Мы еще раз прошли Корриврекан на обратной дороге - но на этот раз течение было попутным, и мы пронеслись мимо на умопомрачительной для парусной яхты скорости в 13 узлов.

экипаж в шотландии

Это был классный поход с классной командой, но сейчас я жалею только об одном: из-за местного праздника мы так и не попали на вискокурню Ardbeg (да-да, просыпайтесь, туристы-алкоголики!) варят замечательный напиток - односолодовый торфяной виски Corryvreckan! Ну, в следующий раз!

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

{

Дорогой викингов

Истории: Дорогой викингов

«Холодный ветер с дождем

Усилился стократно

Все говорит об одном

Что нет пути обратно»..

В голове, как запиленная пластинка, крутится ...

Читать рассказ...
{

Хельсинки-Готланд-Ханко: июнь 2009 года

Истории: Хельсинки-Готланд-Ханко: июнь 2009 года

Текст отчета и фотографии - (c) Сергей Раков.

Отчет о походе опубликован в Живом Журнале автора по адресу: http://uncle-fester.livejournal ...

Читать рассказ...
{

Водоворот легенд

Истории: Водоворот легенд

- 10 узлов!! 10.5!!! Не пора ли геннакер убрать?..

Август. Шотландия. 2017 год.. Пролив между островом Скарба и материком. Солнечный ...

Читать рассказ...