Библиотека статей о яхтинге | Мистраль

Санкт-Петербург +7-981-877-00-76

Москва +7-495-142-36-02



Мистраль (фр. mistral) — холодный северо-западный ветер, дующий из северного сектора на средиземноморском побережье Франции. Мистраль — наиболее опасный и неприятный ветер западного Средиземного моря. Не сосчитать количества сломанных мачт, порванных парусов и сорванных планов переходов, которые мистраль подарил яхтсменам.

В зимние месяцы мистраль опасен даже для больших судов, и некоторые из самых значительных катастроф мировой истории связаны с ним. На берегу ветер бывает настолько силён, что вырывает с корнем деревья! Летний мистраль сушит посевы, перемешивает воду у пляжей, заставляя купальщиков ежиться в холодном прибое... Зимний мистраль - значительно опаснее!

6 января 1942 года из Алжира в Марсель вышло судно «Ламорисьер». На судне было помимо экипажа 88 военных и 176 гражданских пассажиров. В пункт назначения «Ламорисьер» так и не пришло: шторм от юго-запада и последовавший за ним сильнейший мистраль силой 9-10 баллов привел к тому, что судно переломилось пополам, находясь в этот момент неподалеку от Балеарских островов. Погибло 290 человек...

Lamoriciere

Мистраль может дуть несколько дней подряд, достигая силы в 40-60 узлов, с порывами до 100(!) узлов. Особенно подвержены мистралю Французская ривьера, Лионский залив, Марсель и Сан-Тропе, но  его влияние может чувствоваться и на Балеарах, Корсике, Сардинии - даже на Сицилии и в Северной Африке. Мистраль наиболее част в зимние, осенние и весенние месяцы, но в более легкой форме может встречаться и летом.

Синоптические причины мистраля

Мистраль является комбинацией нескольких факторов, первым из которых является появление над Генуэзским заливом так называемого "генуэзского циклона" (Genoa low в англоязычной литературе). К северу от Генуэзского залива расположены Альпы с высотами до 5000 метров. Если над Альпами устанавливается высотный поток воздуха с севера на юг, то со стороны южного склона Альп, обращенного к заливу, создаются условия для зарождения циклона. Этот процесс может происходить весь год, хотя зимой циклоны зарождаются немного южнее — он связан с:

  • Температурным контрастом между горами и теплым морем
  • Взаимодействием между струйным течением полярного фронта и субтропическим струйным течением
  • Встречей потока воздуха с севера над Альпами с теплым воздухом над Средиземным морем

genoa low

Циклон над Генуэзским заливом обычно малоподвижен и, сформировавшись, или начинает медленное движение на северо-восток через север Италии, или, в случае мощного антициклона над Балканами, отклоняется на юг — к северной Африке.

Мистраль происходит каждый раз, когда над Бискайским заливом устанавливается антициклон или хребет высокого давления и создаются условия для зарождения циклона над Генуэзским заливом. По формировании циклона поток холодного и сухого воздуха между двумя барическими системами направляется в долины между Альпами и Центральным массивом, или Пиренеями.

Но всё-таки - что же вызывает ветер силы близкой к ураганной? Ведь самого по себе барического градиента в генуэзском циклоне обычно недостаточно для того, чтобы ветер начал дуть с наблюдаемой при мистрале силой. Часто (и неверно!) основной причиной резкого усиления скорости ветра при мистрале называют эффект увеличения скорости ветра, образующийся при прохождении воздуха через узкое «горлышко» между горными хребтами — так же, как в случае «зон ускорения» между островами и у мысов. Однако в реальности картина более сложная. Например, мистраль достигает своего пика не в самой узкой части долины Роны, к югу от Валенса, а гораздо южнее — уже на выходе из долины. Также интересно, что ускоренное движение воздуха с северо-запада на юг — юго-восток наблюдается не только на уровне гор и холмов, но и выше — до высоты в 3-4 км.

Современные исследования показали, что кроме эффекта Вентури («зоны ускорения») мистраль имеет явные свойства стокового или катабатического ветра — в движение вовлекаются массы холодного воздуха, стекающие по горным склонам и долинам вниз, и разгоняющиеся при движении вниз.

Суммируя, причины штормового ветра при мистрале следующие:

  • Циркуляция воздуха в циклоне над Генуэзским заливом создает градиент давления с запада на восток вдоль Французского побережья и с севера на юг над долиной Роны.
  • Приходящая с севера масса холодного воздуха разгоняется, двигаясь на юг под уклон (стоковый ветер)
  • Орографическое ускорение ветра, попадающего в узкости и горные долины ( долина Роны, долина Дюранс)
  • Ускорение ветра над водой, вызванное резким уменьшением силы трения о поверхность по сравнению с сушей

mistral blanc

Так же как и в случае боры, поскольку воздух, вовлекающийся в движение крайне холодный, а перепад высот относительно невелик, мистраль обычно приносит холодную и ясную погоду. Иногда в «реку» холодного воздуха вовлекаются и более теплые и влажные массы с Атлантики — местные жители называются получающееся явление mistral noir, или «черный мистраль»: небо заволакивают облака, может идти дождь.

Mistral noir сложное явление, в котором в движущихся с севера воздушных массах образуется один или более холодных фронта. Обычно «черный мистраль» дует зимой.

mistral noir

По природе образования мистраль очень сходен с другим известным ветром этого региона — трамонтаной, которая образуется, если поток воздуха направляется чуть западнее и южнее: между Центральным массивом и Пиренеями. Более того, эти два названия — трамонтана и мистраль — используются взаимозаменяемо, для обозначения одного и того же ветра, хотя, строго говоря, это разные местные ветры.

Французские синоптики используют несложный индекс для определения вероятности мистраля — разницу в атмосферном давлении между станциями Амберьё ( к северо-востоку от Лиона) и Тулоном (побережье Средиземного моря).

mistral pressure difference

Если разница в давлении у поверхности составляет более 5 гПа — можно ожидать возникновения мистраля. Аналогично для трамонтаны считается разница давлений между Кап-Беа и Тулузой. На практике значительно проще использовать карту прогноза скорости ветра из сгенерированных метеоцентрами моделей или синоптическую карту прогноза погоды.

Где дует мистраль?

В Лионском заливе мистраль обычно наблюдается на побережье Прованса и Лангедока примерно до Марселя, распространяясь на восток до северного побережья Корсики. С подветренной стороны от долины Роны влияние мистраля и трамонтаны может ощущаться также на Корсике и Сардинии (берегитесь пролива Бонифаччо, где мистраль дополнительно усиливается горными хребтами по краям пролива!), а в случае сильного мистраля — на северном берегу Африки, в Тирренском море и даже у Сицилии.

Mistral map

Обычное направление для мистраля — север или северо-запад, однако на земле изгибы некоторых долин в предгорьях Альп могут разворачивать ветер на восточный. В западной части Лионского залива может наблюдаться ветер с северо-северо-востока.

«Зимний»(обычный) мистраль

Для нас полезным правилом является простой закон: чем сильнее в мистрале западный компонент, тем теплее и влажнее воздух, который вовлекается в движение, так как он приходит с океана. При ветре от WNW, например, ясное небо будет наблюдаться только на морском побережье, там где воздух опускается вниз — а в центральных районах Лангедока и Прованса будет идти дождь. Как правило, если мистраль дует из сектора WNW-NW, обычно он «живет» не очень долго, и можно ожидать, что ветер пойдет на спад в течение 2-3 дней.

Однако если поток воздуха идет с северо-востока, в движение приходят значительно более холодные и сухие массы воздуха с материка. Мистраль из сектора N-NE обычно дует зимой: он значительно «злее», и дует дольше, иногда более 1 недели (!), принося на Лазурный берег очень холодную погоду и, в зимние месяцы, иногда даже снег.

mistral gale

«Зимний» мистраль особенно сильно чувствуется в западном Провансе и Лангедоке: Лазурный берег немного закрывает Альпами, и мистраль тут не так силен, как в западной части Лионского залива. «Зимний» мистраль часто создает над Лионским заливом неустойчиво стратифицированную атмосферу: образуются кучево-дождевые облака, приносящие порывы и шквалы.

«Севенские» грозы

Генуэзский циклон над Средиземным морем, вызывающий мистраль, не всегда приносит ясную и холодную погоду. Если теплый фронт движущейся над Средиземным морем системы приближается к побережью Франции с юго-востока, погода может резко ухудшиться - приходят низкие слоистые облака, ветер резко меняется на восточный или юго-восточный, и начинает идти дождь.

episode cevenol

Если система сдвинется к юго-востоку, то по ее прохождению на заднике холодного фронта установятся все условия для «классического» мистраля, но если система по какой-то причине остановится в своем движении, то яхты в Лионском заливе и жителей Лангедока ждет крайне плохая погода — французские метеорологи называют такую ситуацию «épisode cévenol» - «севенские грозы». Теплый и влажный воздух, поднимаясь по долине Роны в обратную сторону, проливается таким количеством осадков, что Рона в такие дни может запросто прорвать многочисленные плотины и затопить низменные участки суши. Но стоит только системе двинуться как положено, в сторону Италии, как приходит мистраль, и небо расчищается.

«Севенские» грозы обычно приходят на южное побережье Франции осенью, когда воздух над Средиземным морем теплый и влажный.

«Летний или местный» мистраль

Летний мистраль, или mistral local в отличие от «старшего» зимнего брата, является чисто местным явлением. Он часто случается в июле, и только в районе долины Роны. Летний мистраль вызывается термальной зоной низкого давления, которая появляется в периоды летней жары. Перепад давления приводит в движение воздушные массы с севера, создавая поток воздуха через восточную часть Прованса. Этот ветер иногда ослабляется дневным бризом вблизи берега, если устанавливаются благоприятные условия для бризов.

mistral local

«Местный» мистраль обычно дует не дольше одного дня и не распространяется дальше вод Лионского залива.

(с) Клуб Парусных Экспедиций, 2016. В статье использованы схемы, опубликованные в открытом доступе в сети Интернет журналом Figaro Nautisme и фотографии из архивов Метеорологического бюро Франции. Перепечатка статьи в любой форме без разрешения правообладателя не разрешена

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

{

Ладожские шхеры - 2009

Истории: Ладожские шхеры - 2009

Ладожское озеро - самое крупное в Eвропе, где то 150х200 км. Глубины достигают 240 м. А еще очень красивое, незабываемое место ...

Читать рассказ...
{

Терсейра-Шербур, 2008: подготовка к переходу

Истории: Терсейра-Шербур, 2008: подготовка к переходу

Пакуем мешки

Мы стартовали 19 мая. Вернее, официально мы стартовали 19 мая. Лично для меня кошмар подготовки к переходу начался ...

Читать рассказ...
{

Переход Азоры-Шербург, 2008 год

Истории: Переход Азоры-Шербург, 2008 год

1200 миль левым галсом

В первый день похода всегда случаются неприятности. Это, типа, такой закон природы. Кто-то обязательно положит мешок ...

Читать рассказ...